Приглашаем посетить сайт

Меженко Ю. С.: Верлен (Verlaine) Поль.

Меженко Ю. С.

Верлен (Verlaine) Поль.

Знаменитые писатели. Судьба и творчество. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007

Верлен (Verlaine) Поль, французский поэт.

Родился 30 марта 1844 г. в городе Мец (Франция). Умер 8 января 1896 г. в Париже.

потакали ибаловали его. Верлен учился в лицее Бонапарта (ныне Кондорсе), где начал писать стихи. Завершив образование, он поступил на работу в страховое общество, а затем — в ратушу. В 1863 г. опубликовал свое первое стихотворение. В 1866 г. уже восемь его стихотворений появились в сборнике «Современный Парнас». В том же году Верлен издал собственный сборник «Сатурнические стихотворения», значительную часть которых составили произведения, написанные под заметным влиянием Шарля Бодлера, Теофиля Готье и парнасцев. В 1868 г. появилась брошюрка под названием «Подружки». Эти несколько стихотворений были посвящены теме лесбийской любви, и ничтожный тираж был немедленно конфискован полицией (позднее «Подружки» вошли в сборник «Параллельно»). В 1869 г. вышла вторая книга Вердена «Галантные празднества», главной темой которых стало искусство. В том же году поэт познакомился с Матильдой Мотэ де Флервиль и после помолвки в июне 1869 г. начал работать над сборником «Добрая песня», целиком посвященном невесте. Книга, вышедшая в свет 12 июня 1870 г., за два месяца до венчания, стала свадебным подарком Матильде. Четвертый сборник «Романсы без слов» (1874) представлял собой лирический дневник, в котором описывались впечатления от путешествия по Бельгии и Англии.

Стихи сборника создавались с весны 1872 по весну 1873 г. и были самым непосредственным образом связаны с драматическими отношениями Верлена и Рембо. Роковая для обоих поэтов встреча произошла в сентябре 1871 г., когда шестнадцатилетний Рембо приехал по приглашению Верлена в Париж. Очень скоро семейная жизнь Верлена дала трещину; даже рождение сына не могло спасти этот брак. 7 июля по настоянию Рембо Верлен ушел из дома. Оба поэта отправились в Англию, где вели разгульное и одновременно полунищенское существование. Дважды Рембо оставлял своего друга, но возвращался, откликаясь на его отчаянные призывы. Развязка наступила 10 июля 1873 г. в Брюсселе: когда Рембо вновь заговорил о своем желании вернуться в Париж, смертельно пьяный Верлен дважды выстрелил в него, легко ранив в руку. По приговору суда Верлен был осужден на два года тюрьмы, где пережил духовный кризис и обратился к католической вере. Освободившись, Верлен в феврале 1875 г. приезжает в Штутгарт для встречи с Рембо. Свидание закончилось ссорой, и бывшие друзья расстались навсегда.

«Мудрость», назвав его «книгой новообращенного»: основная часть стихотворений была написана в бельгийской тюрьме и во время пребывания в Англии в 1875-1879 гг. Широкая публика узнала о существовании таких поэтов, как Верлен и Малларме, из знаменитого романа Гюисманса «Наоборот» (1884), главный герой которого обладал самыми утонченными литературными вкусами. Сборник «Когда-то и недавно» (1885) был издан, когда Верлен становился знаменитым. Именно сюда вошло прославленное «Поэтическое искусство», написанное в апреле 1874 г. по случаю двухсотлетия «Поэтического искусства» Буало.

«Любовь» — книга католических стихов Верлена. Более трети стихотворений этого сборника объединены в цикл, посвященный памяти любимого ученика Верлена — Люсьена Летинуа. Через год вышла книга с характерным названием «Параллельно», в которой Верлен, по его собственным словам, «как бы притворялся приверженцем дьявола». Книгу «Счастье» (1891) обычно называют заключительной частью трилогии (в нее входят также «Мудрость» и «Любовь»). Книга «Песни к ней» (1891) посвящена несостоявшейся танцовщице Эжени Кранц, которая стала спутницей последних лет Верлена. Книга «Сокровенные обедни» (1892) — еще одно собрание католических стихов — была посвящена памяти Бодлера. Последний прижизненный сборник Верлена «Эпиграммы» вышел в 1894 г.

«прозу воображения» и автобиографическую. К первой относятся «Записки вдовца» (1886). Составившие ее разнородные миниатюры были написаны в основном в 1883-1884 гг. Автобиографию Верлена составляют воспоминания «Мои больницы» (1891), «Моитюрьмы» (1893) и начатая незадолго до смерти «Исповедь», которую поэт не успел завершить.

Вердену принадлежит более тысячи стихотворений. Он начинал как соратник парнасцев Леконта де Лиля и Теофиля Готье, но уже в «Романсах без слов» его стиль становится «импрессионистическим»: это мир смутных, трудноуловимых настроений, ощущений, ассоциаций, в которых размытая линия преобладает над контуром, оттенок — над однотонным цветом, светотень — над светом и тенью. Поэзия Верлена насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленными обстоятельствами его жизни. Подхватив идею Бодлера о разрыве между действительностью и мечтой, он довел ее до логического конца: грезы являются единственным убежищем поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным: его стихи воздействуют не своим прямым предметным значением, а навеянным и «подсказанным» настроением. Именно поэтому символисты считали Верлена одним из своих предшестве