Приглашаем посетить сайт

Меженко Ю. С.: Стендаль.

Меженко Ю. С.

Стендаль



OSR niv.ru

СТЕНДАЛЬ (Stendhal; настоящее имя — Анри Мари Бейль), французский писатель.

принял участие в нескольких военных кампаниях (в том числе в русской, 1812 г.). Во время наполеоновских походов он открыл для себя Италию, которая на всю жизнь осталась для него предметом любви, а ее жители — образцом человеческого типа. После падения наполеоновской империи подолгу жил в Италии: при Реставрации как частное лицо, а при Июльской монархии, начиная с 1830 г., — в качестве французского консула в Триесте и Чивитавеккьи. У себя на родине Стендаль был известен как блестящий салонный собеседник, однако его литературное творчество успеха не имело (несмотря на восхищенный печатный отзыв Бальзака) и писательская слава пришла к нему лишь посмертно (во второй половине XIX в.).

— наследник традиций просветительского психологического романа XIX в., но аналитические методы этого романа он приложил к новой психологии романтической эпохи, историческая специфичность которой отстаивалась им в трактате «Расин и Шекспир» (1823-1825). К литературному творчеству пришел через стремление познать самого себя: в молодости он увлекся философией так называемых «идеологов» — французских философов, стремившихся выяснить понятия и законы человеческого мышления; цели самопознания служил его изданный посмертно дневник, а также ряд эссеистических и автобиографических книг, посвященных психологическому самоанализу («Жизнь Анри Брюлара», «Записки эготиста», обе книги опубликованы посмертно), описанию путешествий («Рим, Неаполь и Флоренция», 1817; «Записки туриста», 1839), общему анализу человеческих чувств («О любви», 1822). Самопознание, которое Анри Бейль называл «эготизмом», сочетается у него со стремлением скрыть свою личность. Отсюда — переплетение в его книгах своего и чужого опыта, оригинального и заимствованного текста (пересказанные по итальянским источникам «Итальянские хроники», полностью опубликованы в 1855 г.), сложная игра масками и псевдонимами, главный из которых — «Стендаль» (по названию городка в Германии) — впервые появился в 1817 г. в заголовке книги «Рим, Неаполь и Флоренция». В основе художественной антропологии Стендаля лежит противопоставление двух человеческих типов — «французского» и «итальянского» (писатель связывал их со своим собственным полулегендарным двойным национальным происхождением). Французский тип, отягощенный пороками буржуазной цивилизации, отличается неискренностью и лицемерием (часто вынужденным); итальянский тип привлекает своей «варварской» импульсивностью, откровенностью желаний, романтической беззаконностью. Основные художественные произведения Стендаля изображают конфликт главного героя «итальянского» типа (необязательно итальянца по происхождению) со сковывающим его «французским» укладом общества; критикуя это общество с точки зрения романтических идеалов, писатель со всей проницательностью показывает и душевные противоречия своих героев, их компромиссы с внешней средой; впоследствии эта черта творчества Стендаля заставила признать его классиком реализма XIX в.

Роман «Красное и черное», написанный в 1831 г., — один из первых реалистических романов карьеры во французской литературе. Для молодого незнатного провинциала Жюльена Сореля, наделенного недюжинным умом и честолюбием, ступенями к возвышению становятся любовные связи — сначала с женой преуспевающего провинциального буржуа г-жой де Реналь, а затем с дочерью крупного сановника времен Реставрации Матильдой де Ла-Моль. Однако, завоевывая женщину путем цинично-расчетливой стратегии, Жюльен в конце концов искренне и глубоко увлекается ею и не может более контролировать свое чувство. Это приводит его к катастрофе: в страстном порыве он совершает покушение на жизнь г-жи де Реналь и кончает жизнь на эшафоте (сюжет основан на подлинной уголовной истории). Художественный эффект романа вытекает из контраста между страстной и искренней натурой героя и лицемерием, к которому он вынужден прибегать в своих попытках добиться успеха в обществе.

«Люсьен Левен», писавшийся в 1834-1835 гг. и опубликованный посмертно. В нем Стендаль рисует другой вариант судьбы конформиста поневоле, вынужденного мириться с обществом, которого он морально не приемлет.

В 1839 г. выходит «Пармская обитель». «Итальянский» характер главного героя романа Фабрицио дель Донго обусловлен не только его национальностью, но и исторической эпохой: Фабрицио родился и вырос в обстановке наполеоновских войн и революционного брожения в Италии. Как и в других больших романах Стендаля, энтузиазм молодого и энергичного героя оказывается здесь бессилен против вязкой и бесчестной политической среды.

Стендаль был выдающимся мастером психологического анализа, суровым реалистом, изображающим общественные противоречия