Приглашаем посетить сайт

Меженко Ю. С.: Мопассан (Maupassant) Анри Рене Альбер Ги де

Меженко Ю. С.

Мопассан

Меженко Ю. С. Знаменитые писатели Судьба и творчество.

OSR niv.ru

(Maupassant) Анри Рене Альбер Ги де, французский писатель. Родился в 1850 г. в Трувиль-сюр-Орке. Умер в 1893 г. в Париже.

Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных. Поступив в коллегию, находящуюся на содержании духовенства, бойкий юноша не смог ужиться с монашеской дисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где и окончил курс.

Мопассан пополнял свое образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием и благодаря занятиям спортом сделался настоящим богатырем. Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он прослужил около 10 лет. Плохой служащий, Мопассан тяготел к литературе. В течение свыше шести лет, тесно сблизившийся с Флобером, он сочинял, переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса, когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым и совершенным в стилистическом отношении, выступил в печати.

с тем выпуклой, яркой характеристики. В том же году Мопассан выпустил сборник стихотворений. Помещенный там же драматургический опыт в стихах принес Мопассану положение хроникера в газете «Gaulois» («Галл») и дал ему возможность бросить службу.

«натуралистической» школы, признавая ее узкой и односторонней. В предисловии к роману «Пьер и Жан» Мопассан осуждает доктринерский реализм и в качестве основного положения своей эстетики определяет искусство ясно и убедительно воспроизводить перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению Мопассана, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает, наблюдает и воспринимает, руководствуясь вполне своим темпераментом: надо только, чтобы он был художником. В сущности, любой из писателей, хотя бы и реалист, создает себе, сообразно со своей индивидуальностью, особую иллюзию внешнего мира — мрачную или жизнерадостную, поэтическую или циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно воспроизводить именно свои иллюзии с помощью доступных ему приемов творчества; и если он действительно велик, то личная его иллюзия воспринимается и его читателями. Талант достигается терпением: нужно долго и внимательно рассматривать то, о чем собираешься писать — тогда только и находишь в нем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю — разве кроме гениев, находящихся под влиянием непреодолимой; силы творчества, — приходится считаться с материальными трудностями закрепления мыслей и понятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно только настоящее слово для его обозначения, одно прилагательное для его определения, один глагол для выражения его действия — и их-то именно и надо найти, не удовлетворяясь приблизительным выражением. Флобер, выбрав в качестве приемлемых для себя приблизительно такие же эстетические идеалы, наложил путы на свое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. Мопассан, наоборот, проявил большую плодовитость: за одиннадцать лет он создал целый ряд сборников мелких повестей (до 16 томов), обозначенных в заголовке по имени первого рассказа; в то же время им написаны крупные романы («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Mont Oriol», 1887; «Пьер и Жан», 1888), а равно и описания пережитого и передуманного за время экскурсий (« Под солнцем», 1884; «На воде», 1888 и «Бродячая жизнь», 1890). Эти произведения поставили Мопассана на одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных откликах о Мопассане. По словам Золя, он удовлетворял все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и сделался любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Ж. Леметр называет Мопассана писателем классическим.

Не менее сочувствует Мопассану и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую статью в XIII томе собраний своих сочинений. По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».

Произведения Мопассана имели огромный успех; он довел свой заработок до 60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем не стеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье Мопассана. Насмотревшись на слабости, бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней за счастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества и посредственности, сторонится людей, окружает собственную жизнь таинственностью. С 1884 г. Мопассан подвергается причудливым нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит выражение в ряде повестей. При этом Мопассан начинает провидеть и лично для себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художники проникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат. «Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Бальзак, Мюссэ), разве не оттого они погибли, что усиленно старались повалить материальные стенки, в которые втиснут человеческий разум? » Ни светские успехи, ни получение академической премии за комедию «La Paix du menage» — ничто не могло восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; водворенный в лечебницу для душевнобольных, Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки буйства стали посещать больного все чаще и прогрессивный паралич мозга в 1893 г. свел его в могилу. Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих наблюдателей; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.