Приглашаем посетить сайт

Меженко Ю. С.: Флобер (Flaubert) Гюстав.

Меженко Ю. С.

Флобер (Flaubert) Гюстав

ФЛОБЕР (Flaubert) Гюстав, французский писатель.

Родился 12 декабря 1821 г. в Руане. Умер 8 мая 1880 г. в Круассе.

«медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856 г. С 1846 г. жил уединенно в загородной усадьбе Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое — на Восток в 1849-1851). Получил известность в 1857 г. после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер стал признанным лидером нового художественного направления — реализма, прямым учителем Г. де Мопассана; позднее он был объявлен предтечей натурализма (Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись знаменитым, писатель по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе, общаясь с миром в многочисленных письмах; многие из них — к поэтам Луизе Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. — представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его эстетическое кредо.

«неистового» романтизма в духе В. Гюго (повести и новеллы с преувеличенно бурными страстями, байронической отверженностью главного героя, обильными лирическими излияниями автора) к новаторской художественной системе — объективному, отстраненному повествованию, стремящемуся к научной или же мистической истине, из которого полностью исключены прямые авторские оценки (автор в своем произведении, по словам Флобера, «должен быть подобен богу во вселенной — вездесущ и невидим»). Художественный эффект основан здесь не столько на внутренней ценности изображаемого, сколько на безупречном формальном искусстве писателя; отсюда — мечта о «книге ни о чем» (с абсолютно незначительным сюжетом), которая «держалась бы сама собой, внутренней силой стиля». На практике это приводило Флобера к опытам воссоздания заведомо ничтожных, пустых фактов «буржуазного» сознания («Лексикон прописных истин», задуманный еще в юности и опубликованный лишь посмертно), по отношению к которым писатель занимает тонкую позицию «высшей иронии», неуловимо-буквального пародирования.

«Госпожа Бовари» (1857). Идейный смысл романа — расчет с романтическими иллюзиями. Жена заурядного провинциального лекаря (фельдшера) Эмма Бовари, задыхаясь в мещанской среде нормандского городка, пытается наперекор своему положению вести себя, как аристократка или героиня романа и, запутавшись в супружеских изменах и долгах, кончает самоубийством. Писатель мастерски показывает как пошлость провинциальной мелкобуржуазной среды (ее идеологом выступает болтун-«прогрессист» аптекарь Омэ), так и неистинную, надуманную форму, которую получают мистические упования и высокие идеалы Эммы, по-своему бунтующей против этой среды.

Роман «Саламбо» (1862), как и некоторые другие произведения зрелого Флобера (мистерия « Искушение святого Антония» (три редакции, 1849-1874), повести «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (обе 1877)) обращены не к современному быту, а к баснословным временам древности: в основе сюжета — история мятежа войска наемников против Карфагена (III в. до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.

«Воспитание чувств» (при жизни не опубликован) был написан Флобером в 1845 г., второй, принципиально отличный от него, вышел в свет в 1869 г. Это биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений — творческих, любовных, политических. Действие происходит в 40-х гг. XIX в., в обстановке бурной интеллектуальной жизни Франции периода Июльской монархии, а финалом служит революция 1848 г. и история краха Второй республики, соотнесенного с жизненной неудачей главного героя Фредерика Моро.

Незавершенное произведение «БувариПекюше» (опубликовано в 1881 г.) — необычного жанра. Это сатирическая энциклопедия культуры XIX в., представленная через историю друзей-двойников, которые, удалившись на покой и поселившись в маленьком провинциальном городке, неутомимо занимаются самообразованием, последовательно изучая самые разные области знания — агрономию, геологию, историю, литературу и т. д. Итог их опыта обнажает внутреннюю противоречивость интеллектуальной культуры, проявляющую себя также и в политическом фарсе, которым оборачивается во французской провинции революция 1848 г.

Блестящий стилист, Флобер оказал большое влияние на развитие реализма в мировой литературе.