Приглашаем посетить сайт

Меженко Ю. С.: Бодлер (Baudelaire) Шарль.

Меженко Ю. С.

Бодлер (Baudelaire) Шарль.

Бодлер (Baudelaire) Шарль, французский поэт.

Родился 9 апреля 1821 г. в Париже. Умер 31 августа 1867 г. там же.

«патологическим, старческим и несуразным», поскольку отец его был на тридцать с лишним лет старше матери. Франсуа Бодлер умер в 1827 г., и через полтора года вдова вышла замуж за майора Опика, впоследствии генерала, французского посла в Испании и сенатора. По общему мнению, второй брак матери навсегда лишил Бодлера душевного равновесия и его характер сформировался под воздействием классического Эдипова комплекса. Учился будущий поэт весьма небрежно и был изгнан из лицея Людовика Великого за мелкий проступок. В 1839 г. он шокировал своих родных заявлением, что хочет посвятить себя литературе, но все же поступил в 1840 г. в Национальную школу Хартий, где появлялся лишь время от времени. Куда больше привлекала его «студенческая жизнь» Латинского квартала: именно в эти годы он наделал долгов, пристрастился к наркотикам и заразился сифилисом, который через 25 лет станет причиной его смерти. В 1841 г. отчим оплатил долги Бодлера и отправил его на два года в Индию. Поврежденный штормом корабль добрался до острова Маврикий, и там Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию. Плавание это оказало несомненное влияние на будущего поэта: тропические пейзажи, звуки, запахи послужили основой для красочных экзотических картин в некоторых из величайших его творений. В апреле 1842 г. Бодлер достиг совершеннолетия и вступил во владение наследством, составлявшим около 75 тысяч франков и позволившим ему вести рассеянную жизнь светского денди. Уже к 1844 г. он растратил половину капитала, поэтому семья сочла разумным установить судебную опеку над оставшимися деньгами. Бодлер был глубоко оскорблен поведением матери, посягнувшей на его свободу. К тому же, это решение имело для него катастрофические последствия: отныне он не имел достаточных средств к существованию и был не в состоянии заплатить кредиторам, которые преследовали его до конца жизни. Изначально присущие ему бунтарские настроения заметно усилились, и ярче всего это проявилось во время Февральской революции 1848 г., когда он стал участником баррикадных боев. Однако после декабрьского переворота 1851 г., упразднившего республику, Бодлер почувствовал отвращение к политике и полностью утратил к ней интерес.

«Салон 1845 года». Большое значение имело для него знакомство с творчеством Эдгара По: страстный интерес к этому писателю он сохранил на всю жизнь — переводил его сочинения и писал о нем критические статьи в 1852-1865 гг. В 1857-1867 гг. Бодлер публиковал в периодической печати стихотворения в прозе. Собранные в единый цикл под названием «Парижский сплин», они были изданы посмертно в 1869 г. В 1860 г. под общим названием «Искусственный рай» были изданы три его произведения: «Вино и гашиш» (1851), «Поэма о гашише» (1858) и «Опиоман» (1860) — о воздействии гашиша и опиума на сознание человека и художника. Бодлер сам познал все круги «искусственного рая», но в период работы над сборником отказался от приема опиума. Однако во время последней роковой поездки в Бельгию он снова стал искать утешения в наркотиках, и в апреле 1865 г. с ним случился удар. Частично парализованный, он утратил дар связной речи; его перевезли в Париж, где он и скончался.

«Цветов зла», изданных в июне 1857 г. Против автора, издателя и типографов был возбужден процесс по обвинению в непристойности и кощунстве. Бодлеру пришлось уплатить штраф и изъять шесть осужденных стихотворений (они были опубликованы вторично в 1866 г. в Бельгии; во Франции цензурный запрет был снят только в 1949 г.). В1861 г. появилось второе издание «Цветов зла», куда Бодлер включил более тридцати новых стихотворений, среди которых оказалось несколько признанных шедевров. Именно во втором издании сборник был разделен на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. В первой и самой длинной главе «Сплин и Идеал» поэта раздирают противоборствующие силы: он возносит молитву Богу (духовное начало) и Сатане (животное начало) в тщетном стремлении обрести внутреннее единство. В эту же главу входят стихотворения об искусстве и три знаменитых любовных цикла. Первый из них посвящен «черной Венере» (мулатке Жанне Дюваль, с которой Бодлер познакомился в 1844 г. и которая едва не довела его до самоубийства), второй — «белой Венере» (Аполлонии Сабатье, подруге многих художников) и третий — «зеленоглазой Венере» (Мари Дебрен). Лучшим из трех любовных циклов считается тот, что был посвящен Жанне Дюваль (с XXII по XXXIX сонет). В «Цветах зла» все вещи представляют символы, причастные к универсальным законам бытия; четвертый сонет главы «Сплин и идеал» — «Соответствия» — стал своеобразным исповеданием веры для французских символистов.