Приглашаем посетить сайт

Меженко Ю. С.: Бальзак (Balzac) Оноре де.

Меженко Ю. С.

Бальзак (Balzac) Оноре де.

Меженко Ю. С. Знаменитые писатели. Судьба и творчество. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.

БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре дe, французский писатель. Родился 20 мая 1799 г. в городе Тур (Франция).

Умер 18 августа 1850 г. в Париже.

Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса, впоследствии изменивший фамилию на Бальзак, был выходцем из богатой крестьянской семьи и служил по ведомству военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х гг. стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак д'Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де». Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему. Младший брат писателя Анри, «любимчик» матери, был побочным сыном владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой, царившей в его семье.

В 1807-1813 гг. Бальзак — пансионер коллежа в городе Вандом. Впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском романе «Луи Ламбер» (1832-1835). В 1816-1819 гг. он учится в Школе права и служит клерком в конторе парижского стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической карьеры.

— время поисков себя в литературе. Бальзак выпускает под разными псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет нравоописательные «кодексы» светского поведения. Период анонимного творчества кончается в 1829 г., когда выходит в свет роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году» . В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые, начиная с 1830 г., издаются несколькими выпусками под общим названием «Сцены частной жизни». Эти сборники, а также философский роман «Шагреневая кожа» (1831) приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель среди женщин, благодарных ему за проникновение в их психологию (в этом Бальзаку помогла его первая возлюбленная, Лора де Берни, замужняя женщина старше его на 22 года). Бальзак получает от читательниц восторженные письма. Одной из таких корреспонденток была польская графиня, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная Ржевуская), написавшая ему в 1832 году письмо за подписью «Иностранка», а через 18 лет ставшая его женой. Несмотря на огромный успех, которым пользовались романы Бальзака 1830-1840-х гг., жизнь его не была спокойной. Необходимость расплатиться с долгами требовала интенсивной работы; Бальзак то и дело затевал авантюры коммерческого толка: отправлялся на Сардинию, надеясь купить там по дешевке серебряный рудник; покупал загородный дом, на содержание которого у него не хватало денег; дважды основывал периодические издания, не имевшие коммерческого успеха. Умер Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта и он наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.

Обширное наследие Бальзака включает сборник фривольных новелл в «старофранцузском» духе «Озорные рассказы» (1832-1837), несколько пьес и огромное количество публицистических статей, однако главное его создание — цикл романов и повестей «Человеческая комедия». Объединять свои произведения в циклы Бальзак начал еще в 1834 г. В 1842 г., под названием «Человеческая комедия», он начинает выпускать собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Объединяют все произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная концепция мира и человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и различием характеров; по его мнению, каждым из людей правит определенная идея, страсть. Бальзак был убежден, что идеи — это материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев — это история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью. Бальзак — апологет воли; он убежден, что только если у человека есть воля, его идеи становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и монархию — социальные установления, цементирующие общество.

«Шагреневая кожа» (1831) — роман о том, как эгоистическая воля человека, материализованная в куске кожи, уменьшающемся от каждого исполненного желания, пожирает его жизнь. «Поиски Абсолюта» (1834) — роман о поисках философского камня, в жертву которым естествоиспытатель приносит счастье свое и своей семьи. «Отец Горио» (1835) — роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) — о любви к золоту, «Кузина Бетта» (1846) — о силе мести, уничтожающей все вокруг. Роман «Тридцатилетняя женщина» (1831-1834) — о любви, ставшей уделом зрелой женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом сознании понятие «женщина бальзаковского возраста»).

«Отец Горио»), либо люди, одухотворенные любовью к ближнему (главные герои романов «Сельский врач», 1833; «Сельский священник», 1839); люди слабые, безвольные, такие как герой романов «Утраченные иллюзии» (1837-1843) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.

Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия» того или иного сословия, той или иной профессии: «История величия и падения Цезаря Бирото» (1837) — роман о торговле; «Прославленный Годиссар» (1833) — новелла о рекламе; «Утраченные иллюзии» — роман о журналистике; «Банкирский дом Нусингена» (1838) — роман о финансовых аферах.

«Человеческой комедии» обширную панораму всех сторон французской жизни, всех слоев общества (так, в «Этюды о нравах» вошли «сцены» частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни), на основании чего позднейшие исследователи начали причислять его творчество к реализму. Однако для самого Бальзака важнее была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество с романтизмом.