Приглашаем посетить сайт

Машкова Д. В.: К проблеме эстетических коммуникаций. Ш. Бодлер. и О. Ч. Суинберн

Д. В. Машкова
Казанский государственный унивеситет

К проблеме эстетических коммуникаций. Ш. Бодлер.

http://main.isuct.ru/files/konf/antropos/SECTION/2/MASHKOVA.htm

Шарль Бодлер, воспитанник романтизма, в первую очередь, английского, со­временник концепции «чистого искусства», предтеча французского символизма и декандентства Англии и Франции рубежа XIX-XX веков, не следовал без­ого­во­роч­но ни за одним литературным направлением, ни за одной концепцией. От­тал­ки­ваясь в своих рассуждениях об искусстве от романтизма и концепции «чистого ис­кусства», Бодлер выдвинул собственные художественные принципы, перенятые и развитые английским поэтом О. Ч. Суинберном.

Основные моменты эстетической системы Бодлера, сыгравшие зна­чи­тель­ную роль в формировании концепции Суинберна, сводятся к следующим поло­же­ни­ям: стремление к расширению предмета искусства; признание главенствующей ро­ли воображения в творчестве; утверждение противоречивой сущности вещей; по­клонение культу красоты; эстетизация безобразного; отказ от дидактизма, но при­знание зависимости между моралью и искусством. Бодлер видит свободу твор­че­ства в неограниченности предмета искусства. Он признает за искусством право ото­бражать все возможные стороны жизни человека, обращаться к любым эпохам (в том числе и к современности). Аналогичной точки зрения придерживался и Су­ин­берн, говоря, что для искусства хороши все времена и все темы (Swinburne, 1972: 15). Важ­ная роль в творчестве Суинберна и Бодлера отводится во­об­ра­же­нию, которое по­мо­гает художнику проникать в глубины истины, постигать сущ­ность вещей, по­зна­вать природу ощущений. Согласно Г. К. Косикову, «во­об­ра­же­ние – еще одно клю­чевое понятие в эстетике Бодлера» (Бодлер, 1986: 36). Худож­ник, наделенный им, спо­со­бен выполнять в искусстве свою основную функцию: пе­редавать про­ти­во­ре­чи­вую сущность вещей. В понимании Бодлера мир состоит из противоположностей: «В любом человеке в любую минуту уживаются два од­но­временных порыва – один к Богу, другой к Сатане» (Бодлер, 1993: 294). Бук­валь­но следует за Бодлером и Суинберн: «человек – сочетание черного и белого, он – гибрид, он – двусмысленность» (Swinburne, 1972: 148). И не только в отно­ше­нии человека ощу­щают поэты внутреннее противостояние: каждое понятие со­дер­жит противоречие – любовь включает в себя ненависть, жестокость может стать час­тью нежности; работа ума и воображение является источником наслаждения, мук и разочарования. Вся эта двойственность вещей была отображена в системе об­разов лирики Суинберна и Бодлера. Еще один основной принцип - поклонение куль­ту красоты. Однако «красота» Бодлера не похожа на традиционое толко­ва­ние прекрасного: «Это нечто пылкое и печальное, нечто слегка зыбкое, остав­ляю­щее место для догадки… Тайна и сожаление тоже суть признаки Прекрасного» (Бод­лер, 1993: 270), пишет он в «Фейерверках». Прекрасное – это то, что напол­не­но внутренним смыслом и содержанием, красота – огонь, возникающий, когда ху­дож­ник тронут созерцанием предмета, а такое сияние может исходить и от вещей урод­ливых. Значительное место в творчестве Бодлера отводится безобразному, ко­то­рое благодаря мимесису, обретает в произведении искусства своеобразную кра­со­ту и притягательность. Эстетические принципы Бодлера не исключают зави­си­мо­сти между искусством и моралью. Художник не является проповедником, он лишь обязан не искажать истинную картину мира и жизни: «Порок привлекателен, на­до живописать его привлекательным; однако следствием его являются болезни и необычайные нравственные страдания, надо их описывать» (Бодлер, 1986: 26). Су­инберн в рецензии на «Les Miserables» Виктора Гюго писал: «жить в мире, где все зло сошло на нет, было бы тяжело и безрадостно» (Swinburne, 1972: 148). Та­кой мир станет не­реальным и ограниченным, как ограниченно и нереально ис­кус­ст­во, по­рожденное только добродетелью и отвернувшееся от всего порочного и урод­ливого.

Философские и эстетические взгляды Бодлера, в вслед за ним и Суинберна, сложились окончательно благодаря влиянию творчества Эдгара Аллана По. Са­мой характерной и объединяющей чертой стала «философия отчаяния». Пес­си­мизм поэтов вырос на почве ненависти к утилитаризму и мещанской морали. В фор­мирующемся буржуазном обществе особенно остро вставал вопрос о по­лез­но­сти искусства, которую поэты отрицали. Возмущение их было направлено и про­тив материального прогресса, неизменно влекущего за собой регресс моральный. «Прогресс настолько атрофирует в нас духовное начало, что с его результатами не срав­нится ни одна кровожадная, кощунственная или противоестественная греза уто­пистов» (Бод­лер, 1993: 278), писал Бодлер. Еще один важный момент заклю­ча­ет­ся в утверждении совершенства формы как важнейшего условия существования про­изведения искусства. Поэзию делает искусством музыка, стихи убеждают са­мой красотой, самой гармонией – мысль уже не нуждается в обосновании и до­ка­за­тельствах. По, Суинберн и Бодлер восприняли все важнейшие реформы и улуч­ше­ния музыкальной организации стиха романтической школы: богатство рифмы, про­извольную подвижность цезуры, перебои ритма, чередование строк с разным ко­личеством слогов.

­ви­тии французской и английской литературы конца XIX – начала XX века. Бодлер был объявлен предтечей символизма; с именем Суинберна связано формирование анг­лийского эстетизма и декадентства: «он был первым декадентом в Англии, воспитанным на примере Франции». (Starkie, 1962: 40).

ЛИТЕРАТУРА

2. Бодлер Ш. Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986.

3. Косиков Г. К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1993. – С. 5-40.

– Т. 2. Рассказы, статьи, от­рыв­ки, афоризмы. М., 1906.

6. Henderson Ph. Swinburne. Portrait of a poet. N. Y., 1974.

’une ame. P., 1945.

8. Starkie E. From Gautier to Eliot: the influence of France on English Literature, 1851 – 1939. L., 1962.

– Boston, 1972.