Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Идеальный герой в европейской драме XIX века

Луков Вл. А.

Идеальный герой в европейской драме XIX века

Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" / №2 2011

XIX век открывает новый этап воплощения идеала на сцене. Суть новаторства раскрывается при сопоставлении господству­ющих принципов и способов разрешения этой проблемы в раз­ные историко-литературные эпохи. Taк, в теории и практике классицизма идеальный герой занимает центральное место. Его поступки определяются принципом благородства (у Корнеля в «Сиде», «Горации», «Смерти Помпея») или добродетели (в тра­гедиях Расина, например, в «Андромахе»). Даже в произведе­ниях на мифологический сюжет идеальный персонаж — земной человек (обычно царь, полководец, знатная женщина). Он вы­водится на сцену, чтобы оказывать непосредственное воздейст­вие на людей своим примером, «уроком». Идеальный герой в классицизме прежде всего — образец поведения. Поэтому глав­ной проблемой в создании такого персонажа для писателя было изображение цепи логичных, безупречных, идеальных поступ­ков. Не случайно одной из вершин поэзии классицизма счита­ются «стансы» Родриго в конце первого действия «Сида» П. Корнеля, в которых герой должен определить именно линию своего поведения, решиться на определенный поступок в экстре­мальной ситуации. В XVIII веке классицистической традиции изо­бражать идеального героя как реальное лицо все более проти­востоит стремление показывать героя более жизненного, способ­ного на слабость, на ошибки и заблуждения (Дидро, Лессинг), или героя неистового, страстного в своем утверждении справед­ливости (драматургия «Бури и натиска»). Трагедии Вольтера — образец решения просветителями вопроса об идеальном герое, в котором синтезируется классицистическая образность и просве­тительская философия. Герои Вольтера, воплощающие идеал, — просвещенные правители, чья вина может быть только случай­ной («Эдип»), чьим стремлением становится счастье подвласт­ного им народа («Брут», «Смерть Цезаря»). Характерно, что внешне столь далекий от Руссо, Вольтер утверждает типично руссоистскую мысль о том, что подлинно идеальными являются естественные чувства человека («Заира», «Магомет» и др.). Таким образом, поворот в решении проблемы идеального героя готовился еще в XVIII веке, прежде всего в творчестве Шиллера, Гете. Руссо и их последователей, но также и в деятельности классицистов вольтеровского толка. Однако переход к новому этапу оказался сложным и длительным. Так, тридцать лет, от­деляющих триумф революционного классициста М. -Ж. Шенье от первых побед драматургов-романтиков, проходили и ожесто­ченной теоретической борьбе, но сцена (особенно во Франции) оставалась во власти представителей старых драматургических систем. Поэтому первоначально поворот происходит в особой жанровой форме — «драме для чтения» (произведения Байро­на, Шелли, Мериме, Мюссе с полным основанием могут рас­сматриваться как образцы этой формы). Большую, совсем еще не оцененную роль в этом процессе реформы драматургии сы­грали последователи Ф. Стендаля (Вите, Каве, Дитмер, Ремюза и др.), составившие в романтическом движении эпохи его предреалистическое течение. Однако на сцену реформа была прине­сена романтиками, их способ решения проблемы идеального ге­роя становится наиболее характерным для первой половины XIX веке.

Идеальный (в главных проявлениях) герой сохраняется в ряде романтических произведений, например, в драмах В. Гю­го. Но само сохранение такого героя разрушает канон классицизма, в котором идеальностью наделялись лица благородного происхождения, мера реализации идеала зависела от ступени в социальной пирамиде, на которой находится герой. В «Марьон Делорм» и «Эрнани» Гюго как бы опрокидывает эту пира­миду, и вектор идеальности устремляется в сферу низов обще­ства (Марьон, безродный Дидье, разбойник Эрнани). С особой силой эта тенденция прозвучала в «Рюи Блазе», ибо если, на­пример, Эрнани вынужденно оказался разбойником (он по рож­дению — герцог Сегорбы и Кардонны, маркиз Монруа, граф Альбатера, виконт де Гор, принц Арагонский), то Рюи Блаз— но рождению и положению лакей, но именно он становится но­сителем идеального начала в драме. Поиски носителя идеала, получающего новую трактовку, приводят некоторых романтиков к созданию мифологических, подчас сверхъестественных обра­зов (Прометей в «Освобожденном Прометее» Шелли, Люцифер в «Каине» Байрона). В этой новой трактовке идеала существенную роль начинает играть идея бунта, борьбы, напряжения ду­ха в утверждении своей внутренней и внешней свободы.

Особый интерес представляют такие произведения, как «Пентесилея» Клейста, «Каштаны из огня» Мюссе и другие, в которых ни один герой не поступает в полной мере благородно. Эти пьесы свидетельствуют о том, что не в поведении героя ви­дят романтики зерно идеала. Талант и гений, напряжение страстей и духовных движений, ясновидение, «преодоление зем­ли» (норм, обычаев, догм, самого материального начала) — та­кова сфера идеального характера в романтизме.

По существу, именно в романтизме начинается отрыв идеа­ла от его носителя (идеальность все в большей степени рассмат­ривается не как качество героя, а как нравственно-эстетический стержень позиции романтического зрителя). Тем самым романтики готовят почву для новой трактовки идеальности в реали­стическом искусстве.

­ческая драма-хроника II. Мериме «Жакерия» (1828), созданная в тот период, когда в творчестве писателя тесно переплетались черты романтизма с чертами реализма. Классицистическая тради­ция диктовала Мериме необходимость идеализировать Жильбера, барона д’Апремона, его семью и окружение. Он же отбра­сывает эту традицию. Жильбер, жестокий феодал, вызывает ненависть, но деидеализация не превращает его в романтиче­ского злодея, и в сценах осады и гибели Жильбер, проявляя известное благородство, вызывает определенное сочувствие. Отсутствие идеальности в знати особенно заметно в образе сы­на Жильбера, Конрада, в котором жестокость приобретает па­тологический характер. Эволюцию претерпевает образ Изабел­лы, дочери Жильбера. Вначале именно она кажется воплоще­нием идеального начала. Но в сцене, когда Изабелла узнает о любви к ней Пьера (крестьянин, получивший воспитание в зам­ке), она изгоняет его, считая себя оскорбленной, и запрещает служанке даже упоминать о его имени («Замолчите, дерзкая девчонка: вы меня окончательно выведете из себя. Ступайте и, если вы дорожите своей шкурой, никогда не заговаривайте о том, что сейчас слышали» — сц. 8). История Изабеллы конча­ется ее полным унижением, когда она просит опозорившего ее предводителя одного из вольных английских отрядов Сиварда жениться на ней, ибо тот — дворянин («В награду за эту ми­лость все мои поместья в Артуа, все, что принадлежало моему отцу... — все это я повергаю к вашим стопам, монсеньер, и соч­ту себя счастливой, если вы это примете» — сц. 28).

Но отвергает Мериме и романтическую тенденцию связы­вать идеал с низами общества. Атаман воровской шайки Оборо­тень — вовсе не романтический благородный разбойник, сме­лость и ум сочетаются в нем с жестокостью и утратой каких-либо нравственных ориентиров. Уход его отряда в опасную для восставших минуту обрекает их па полное поражение и гибель.

Образ Пьера, влюбленного в Изабеллу, особенно подошел бы для воплощения в нем романтического идеального героя: выхо­дец из низов, он постиг душу поэзии, он любит свою прекрас­ную госпожу, он храбр, благороден, способен па подвиг во имя любви (спасает Изабеллу в момент смертельной опасности). Но, приняв участие в восстании, он оказывается ненадежным союз­ником крестьян и в конце концов идет на прямое предательство их интересов, устраивая побег Жильбера, Изабеллы и других феодалов из осажденного замка. Можно привести еще множе­ство аналогичных примеров. По ходу пьесы большинство героев изменяют характер своего поведения, иногда по нескольку раз, и в зависимости от этого меняется их оценка в зрительском (читательском) восприятии. Значит ли это, что Проспером Мериме руководил дух противоречия, само желание разрушить каноны фиксированной идеальности? Очевидно, главная причина — в другом. Поведением и проявлением героев управляет не субъ­ективная воля автора, а сила социальных обстоятельств и со­циальная психология персонажей. В этом заключается зерно по существу уже реалистического подхода к проблеме идеала.

Наиболее богат в пьесе образ брата Жана, предводителя вос­ставших. Ум, хитрость, плутовство, сила воли, раздражитель­ность, эгоистичность — сочетание этих качеств не может рас­сматриваться с точки зрения реализации идеала в классицистическом и даже романтическом понимании. Дистанция между ге­роем и зрителем резко сокращается и находит выражение в симпатии к нему (т. е. в восприятии его как «живой личности», а не как образной оболочки морального урока).

Со временем пафос деидеализации поведения земного чело­века в романтическом искусстве сменяется новым стремлением к идеализации, что в соединении с чертами реалистического метода могло, создавая видимость правды, приводить к искаже­нию реальных связей.

­альность выступает в характере лишь как тенденция (напри­мер, в пьесах Ибсена). Воздействие авторского идеала теряет непосредственный характер, но сам этот идеал не размыт, он глубоко гуманистичен и проявляется через критическое отноше­ние к действительности.

Когда же впервые проявляются черты кризиса идеального характера, столь ощутимого на рубеже XIX–XX веков? Очевидно, это происходит в период 1848–1871 гг. Отличительной чертой это­го периода является то, что в нем, как в зародыше, в скрытом, неявном, свернутом виде содержатся все основные тенденции развития литературы в последующий период (1871–1917 гг.). Утрата героя мучает Флобера в период создания романа «Гос­пожа Бовари». И это один из характернейших симптомов.

Утрата идеального героя в западной драме рубежа веков проявляется довольно сильно.

В драматической трилогии Кнута Гамсуна «У врат царства» («У врат царства», 1895, «Игра жизни», 1896, «Вечерняя за­ря», 1898) центральным персонажем является кандидат фило­софии Ивар Карено. Через этот образ проходит тема утраты идеала, убеждений, принципиальных и бескомпромиссных позиций. Карено проходит путь от «ниспровергателя», ницшеан­ца до обывателя, считающего отступничество освобождением и прогрессом. Но и сам идеал Гамсуна оказывается неопределенным, размытым, обличение Карено соседствует с идентифика­цией автора со своим псевдогероем[1].

Столь же размыт идеал и в драматических произведениях Оскара Уайльда[2]. Характерно, что лучшая из его комедий на­зывается иронично «Идеальный муж» (1895). Если в первых комедиях («Веер леди Уиндермиер», 1892; «Женщина, не сто­ящая внимания», 1893) Уайльд с достаточной серьезностью и даже с некоторой сентиментальностью изображал положитель­ных персонажей, то в «Идеальном муже» само понятие идеаль­ности вывернуто наизнанку. Чем «идеальнее» герои этой пье­сы, чем они романтичнее, тем прозаичнее, грязнее, ограничен­нее их суть. В последней своей комедии «Как важно быть серь­езным» (1895) Уайльд устраняет последние границы между моральным и аморальным, честным и бесчестным, веселая ко­медия жизни разыгрывается вообще вне сферы идеала, и его незримая нехватка — единственный момент, придающий пьесе оттенок критической ироничности, столь существенный в пре­дыдущих комедиях.

«Дома вдовца» (1892). Безжалост­но срывает он маски с «благородного отца» Сарториуса, «ро­мантического юноши» Гарри Тренча, «маленького человека» Ликчиза и других персонажей. В мире, изображенном Шоу, нет места идеалам, любви, всему, что не основано на денежном расчете.

Отказ от идеального героя очень заметен в драматургии Золя и его последователей (П. Алексис, Э. Фабр, Э. Брие и др.).

Вот почему многие европейские драматурги ощутили в эти годы необходимость возродить идеал через характер, вернуть литературе подлинного героя. Различные литературные направ­ления, течения и школы предлагали свои решения данной проб­лемы. В поисках героя наметилось два пути: искать идеал в земном человеке и искать идеальную личность как таковую.

По первому пути шли реалисты (Ибсен, Шоу, Синг и др.). Не связывая себя выведением идеальных персонажей, хотя и не избегая этой возможности (идеальность по-прежнему вы­ступает как тенденция), они стремились усилить воздействие авторского идеала, находя для этого подчас экспрессивные формы.

Особое место в реалистическом театре занимает драматур­гия Ромена Роллана. Для начала его творчества характерен чисто неоромантический подход к проблеме героя (пьесы «Людовик Святой», 1898, «Лэрт», 1897, пост. 1898). Но, начиная с «Волков» (1898), Роллан постепенно обращается к иному спо­собу решения проблемы и в «Четырнадцатом июля» (1901) приходит к новой концепции, связывая выражение идеала не с отдельной личностью, а с революционным народом. Создание образа коллективного героя как носителя общественного идеа­ла — огромная заслуга Роллана-драматурга.

­готовлено всем ходом развития литературы этого периода, ин­тенсивными поисками героя. До начала работы Роллана над «Драмами революции» сложилась сама тенденция возрождения непосредственного воздействия героя па зрителя. Вершиной та­кого непосредственного, прямого обращения автора через сво­его героя к зрителю стала героическая комедия Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» (1897). В ней через образ главного персонажа был представлен неоромантический идеал личности, благородной, как герой классицизма, и свободной, как роман­тические герои, идеал, предписывающий и нормы рыцарского поведения, и характер миросозерцания (поэтического, романти­ко-героического, пересоздающего мир). Сирано де Бержерак, каким он изображен в пьесе, значительно отличается от своего исторического прототипа — выдающегося французского писа­теля и мыслителя XVII в., но тем не менее этот образ жизнен, он является неоднозначным характером, идеальное в нем слито с земным.

Иначе решал проблему героя Ростан в пьесе, создание кото­рой непосредственно предшествовало работе над «Сирано де Бержераком» — в поэтической драме «Самаритянка».

«Самаритянка» (1897) завершает первый период творчест­ва Эдмона Ростана. В конце этого периода в центр творческо­го метода драматурга выдвигается проблема героя, свободного от обстоятельств обыденной жизни и формирующего окружаю­щий его мир в соответствии с идеалом. В «Самаритянке» таким героем выступает Иисус Христос.

Обращение к библейским мотивам характерно не только для Ростана, но и для многих других писателей, ряд которых искал в Библии абсолютно идеальных героев, оно приходится на пе­риод бурного расцвета так называемой «библейской драмы» во второй половине 90-х годов XIX века. Исследователь Ж. Робише, ха­рактеризуя эту тенденцию, писал: «Театр религиозный или псевдорелигиозный в Париже был в моде. Это был антикварный христианизм, развлечение пересыщенных людей»[3].

Ромен Роллан в «Жане Кристофе» назвал целый ряд пьес, шедших в то время в Париже: «В театре “Бодипьер” ставили “Крестный путь”, а в “Амбигю” — “Младенца Иисуса”, в “Порт Сен-Мар­тен” — “Страсти Христовы”, в “Одеоне” — “Иисуса”, в Зооло­гическом саду исполнялись оркестровые сюиты па тему “Хри­стос”...»[4]

«легкомысленными эротическими поделка­ми»[5], однако появлялись и серьезные художественные произ­ведения. В 1895 г. Р. Роллан, близкий тогда к нео­романтическому движению, завершает работу над пьесой «Людовик Свя­той», в 1896 г. Андре Жид создает пятиактную пьесу «Саул», в 1898 г. неоромантик Жан Ришпен пишет пьесу о первых хри­стианах «Мученица» и т. д. В этот же период начинает свою литературную деятельность на поприще католической драмы Поль Клодель.

Вершиной «библейской драмы» как и художественном от­ношении, так и в смысле популярности становится одноактная драма Оскара Уайльда «Саломея» (1892, опубл. в Париже в I893 г., пост. в Париже в 1896 г.), которая обошла все сцены Европы. Успех сопутствовал и ростановской «Самаритянке», что свидетельствует о ее своевременности. Премьера пьесы, со­стоявшаяся 14 апреля 1897 г. в театре «Ренессанс», была благожелательно встречена критиками (Ж. Жеффруа, Ж. Леметр, К. Мендес, Ж. дю Тийе[6] 5 и др.), которые в своих рецен­зиях признавали Ростана одним из самых значительных ма­стеров поэтической драмы.

Сюжет пьесы воспроизводит стихи 5–30 из главы 4 Евангелия от Иоанна. Иисус Христос, проходя через самарийский город Сихар, обращает в истинную веру грешницу самаритянку. Самаритянка (в пьесе — Фотина) сообщает горожанам о приходе мессии и приводит к Христу все городское население.

Современный Ростану зритель не мог не чувствовать отор­ванности библейских образов от личности своей эпохи. Так, Дешан писал о «Самаритянке»: «... Наш инстинкт сопротивля­ется, когда мы видим, как появляются, в огнях рампы сверхъ­естественные существа...»[7].

Однако для выработки неоромантической концепции данный сюжет был весьма плодотворным, ибо предоставлял возмож­ность в образе Иисуса Христа изобразить идеального героя.

­на божьего. Ростан не отрывает идеального героя от мира лю­дей. Напротив, личность Христа определяется гармоническим слиянием двух начал: идеального и материального (этот мо­мент весьма важен для понимания того, как Ростан представ­лял себе собственно идеального героя).

Неконфликтность этих противоположностей объясняется исключительно тем, что Иисус осознал синтетическую природу человека и окружающего его мира. Соответственно, конфликты, в которых сталкиваются люди и вселенная, одушевляемая Ростаном в «Самаритянке», проистекают из неосознанности син­теза противоположных свойств, качеств, начал. Иисус Христос приходит в дисгармоничный мир, чтобы открыть тайну великой гармонии. Впервые эту тайну он открывает своим ученикам. Согласно словам Иисуса, уничтожить все противоре­чия в мире может не изменение мира, а изменение взгляда на него. Однако этот воинствующий идеализм Иисуса не принима­ется даже его учениками. Иисус остается в полном одиночестве, что, впрочем, не создает почвы для романтического конфликта отдельной личности и не понявшего ее общества, т. к. Иисусу открыта будущая победа его учения о всеобщей любви.

Первой из людей тайну Иисуса, согласно сюжету, суждено постичь самаритянке Фотине, образ которой занимает значи­тельное место в пьесе Ростана.

Фотина — обыкновенная женщина. Она, как и все остальные, не видит в Христе божествен­ного начала, но внутренне готова к встрече с ним, т. к., да­же став грешницей, сохранила веру в приход Спасителя.

Важно подчеркнуть, что под влиянием встречи с Христом характер Фотины не изменяется, происходит лишь осознание того, к чему Фотина стремилась всегда:


К живой воде, к живой воде стремилась!
Я знаю к ней все ложные пути.
Путем любви, казалось, только было
Возможно мне к источнику пройти.

Как будто лучше, легче было мне.
Я думала — люблю... Но не любила;

И вот теперь иду дорогой новой...[8]

«обращение грешницы», а осознание того, что да­же в грешной любви есть частица любви к богу[9], позволило Фотине уподобиться идеальному герою пьесы, познать неразделенность земного и небесного, идеального и материального и возвестить учение Христа жителям Сихема.

Путем изменения сознания создается видимость переустрой­ства мира. Эта иллюзия является опорой неоромантического взгляда на взаимоотношение мира и человека, согласно которо­му не обстоятельства формируют героя, а сам герой формирует обстоятельства, оказывает решающее воздействие па внешний мир.

«Самаритянки» воплощает данный тезис. По­следовательность картин определяется ходом покорения героя­ми обстоятельств.

В первой картине Иисус остается один: даже ученики не ве­рят в его учение. Создается ситуация, в которой герой (в дан­ном случае — Иисус) противопоставлен обстоятельствам. Но в конце картины Иисус находит опору в поверившей его учению Фотине. Во второй картине Фотину, пришедшую сообщить жи­телям Сихема весть о Христе, осыпают градом насмешек. Но ее пламенная речь убеждает слушателей, и весь город направля­ется к Христу. В третьей картине к Иисусу с учениками прихо­дят жители Сихема во главе с Фотиной. Тайна единства мира раскрыта и становится общим достоянием. Обстоятельства окончательно подчинились герою.

В неоромантической концепции Ростана толпа — не только фон, но часть мира, герой преобразует законы мира через тол­пу. В «Самаритянке» толпа играет несравнимо большую роль, чем в «Принцессе Грезе», в чем отражается развитие неоро­мантических принципов драматурга. Изображение толпы, массовые сцены — одно из больших художественных достижений Ростана.

«портрет» толпы, пользуясь приемами живописи (разбивая толпу на отдельные группы, со­здавая внутреннюю композицию этих групп за счет контраста, жестов, элементарных душевных движений, колорита, одновре­менно не забывая о осей толпе как некоем целом организме).

«Отче наш» исчерпывает возможности продолжения пьесы и логиче­ски ее завершает. Таким образом, в библейскую оболочку обле­чена по существу неоромантическая концепция.

Сравнение «Самаритянки» с одноактной драмой О. Уайльда «Саломея» позволяет уточнить некоторые вопросы трактовки идеального героя. Весьма вероятно, что Ростан знал пьесу Уай­льда и она могла так или иначе повлиять на создание «Самари­тянки». Но значительно существеннее выглядит типологическое сходство этих пьес. И Ростан, и Уайльд отталкиваются от сим­волистского (метерлинковского) театра, который привлекает их своей критикой натурализма и реализма, но не вполне соответ­ствует их творческим позициям.

В «Саломее» впервые полностью проявляется принцип па­радоксального использования традиций, который становится ос­новой художественного метода Уайльда — драматурга в зре­лый период его творчества. Парадоксальность эта состоит в том, что Уайльд, работая в традициях какого-либо литературного направления, изнутри разрушает его принципы и традиции, как бы иронизируя над ними.

Так, при всей внешней схожести «Саломеи» с символистски­ми драмами, в ней отсутствует сама основа символизма — идея двоемирия. Главной мыслью Уайльда в «Саломее» была проповедь свободы вопреки всему, поэтому его произведение — это трагедия утра­ты свободы, трагедия торжества мещанского «здравого смыс­ла», который и есть тот единственный «рок», что воцаряется на земле в эпоху Христа.

«Самаритянке», сюжет которой во многом близок «Саломее» (сюжетная линия «святой — грешница» и т. д.), стоит, тем не менее, на противоположных позициях.

Христианская мораль, представшая в «Саломее» как оковы человека, для Ростана является центром и смыслом его этиче­ской программы. Поэтому если Уайльд в соответствии со своим замыслом переосмыслял, а иногда и просто искажал текст Биб­лии, в котором изложена история гибели Иоанна Крестителя (Матфей, 14:12; Марк 6:14-29; Лука 3:19–20, 9:7–9), то Ростан, наоборот, всю пьесу строит на библейском тексте[10].

Характерен и сам выбор эпизода. Уайльд избирает момент поражения христианского проповедника, подчеркивая в сюжете бессмысленность утверждения христианских идеалов в душах людей. Ростан, напротив, обращается к эпизоду, в котором ярко выражено торжество христианской морали. Воспевание христи­анских добродетелей свидетельствует не столько о клерикализ­ме драматурга, сколько об абстрактности его гуманистического взгляда на человека. Изображение Ростаном личности носит от­четливый антидекадентский отпечаток, что особенно заметно при сопоставлении принципов изображения личности в «Сало­мее» Уайльда, в символистском театре М. Метерлинка и в «Са­маритянке».

В персонажах пьес Метерлинка и Уайльда выражены про­тивоположные тенденции декадентского взгляда на личность. В «Маленьких драмах» М. Метерлинка 1890-х гг. личность уничтожается за счет утраты индивидуальных различий персонажей. В «Саломее» Уайльда, напротив, личность вырастает в «сверхличность». В противоположность Метерлинку с его «тра­гедией ситуации», Уайльд создает «трагедию страстей», но страстей, разрушающих личность, а потому неизбежно ведущих к гибели героев. Кра­сота у О. Уайльда лишается нравственного начала[11], амора­лизм становится основой дисгармоничности внутреннего мира персонажей в пьесе.

«Самаритянке» отлича­ется от концепции О. Уайльда стремлением утвердить в лите­ратуре яркую индивидуальность, цельный характер, носителя безусловных моральных ценностей.

«Са­маритянке» несколько искусственный характер, ибо Ростан стремится сохранить личность путем снятия всех дисгармонич­ных противоречий, могущих привести к ее распаду за счет ста­тичности психологии героев пьесы. Единственное психологиче­ское движение, изображаемое драматургом, — это торжество священного энтузиазма над обыденными чувствами и делами персонажей.

В «Самаритянке» Ростана отсутствие действия связано пре­жде всего со стремлением предотвратить внутренние конфлик­ты, сохранить гармоничность противоположностей в рамках цельного идеального характера.

Это наблюдение показывает, что концепция идеального ге­роя накладывает отпечаток на всю структуру произведения.

структурой произведения не выступал в такой затемненной форме. Для современной запад­ной драматургии поиски героя и даже сам принцип подхода к решению этой задачи остаются проблемой. Тем важнее вскрыть ее истоки, исследовать исходные пути ее решения, предложен­ные европейскими драматургами XIX века.

--------------------------------------------------------------------------------

­ратуре. М., 1977.

[2] Понимание Уайльдом идеального получает тезаурусную трактовку в работе: Луков Вл. А., Соломатина Н. В. Феномен Уайльда: Научн. монография. М., 2005.

–38.

[4] Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1956. Т. 4. С. 352.

[5] Балахонов В. Е. Ромен Роллан и его время. Ранние годы. Л., 1972. С. 85.

–229; Mendes C. La Samaritaine // Le Journal. 15. IV. 1897; Tillet J. La Samaritaine de Rostand // Revue bleue. 1897. T. VII. P. 536–539; Geffroy G. La Samaritaine, par E. Rostand // Revue Encyclopédique. 1897. P. 478–480.

éâtre d'Edmond Rostand // L'Art du Théâtre. 1903. № 33. P. 137.

[8] Ростан Э. Самаритянка / Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник // Ростан Э. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т. 2. С. 172–173.

[9] Ср. слова Иисуса: Мой дух всегда во всех словах любви. // Пока их обращают не ко мне, // Они лишь только проба для души (и т. д. — Там же. С. 172).

[10] Шведский ученый Магнус Бьеркенхейм выявил около двухсот параллелей между текстами пьесы и Библии. См.: Björkenheim M. Studier i Edmond Rostand Skådespel. Helsingfors, 1927. S. 53–58.

--------------------------------------------------------------------------------

Луков Владимир Андреевич — директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук) и Международной академии наук педагогического образования.