Приглашаем посетить сайт

Литвиненко Н. А.: "Маленькая Фадетта" Жорж Санд: миссия утешения

Н. А. Литвиненко
«МАЛЕНЬКАЯ ФАДЕТТА» ЖОРЖ САНД: МИССИЯ УТЕШЕНИЯ

Литвиненко Н. А. «Маленькая Фадетта» Жорж Санд: миссия утешения // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы седьмых Андреевских чтений. М., 2009. С. 46 - 49.
http://natapa.org/wp-content/uploads/2011/03/petite_fadettes7.pdf

«Маленькая Фадетта» («La Petite Fadettes») - один из значительных романов Жорж Санд, написанных в 1848 г. 1 по кровавым следам июньского расстрела рабочих в Париже, в переломный момент истории Франции. По традиции, идущей от Сент-Бева, французские литературоведы относят этот роман к жанру сельской идиллии, «французских георгик»2, противопоставляя социальным и «социалистическим» романам писательницы 1830 -первой половины 1840-х годов3. Большинство советских литературоведов в духе времени видели в сельских романах Ж. Санд отказ от социальности и проповедь примирения классов4. Но все классификации, как почти всегда, условны, и «Маленькая Фадетта» - свидетельство тому.

В центре «Маленькой Фадетты» - психологический конфликт, как и в «Чертовой луже» (1846), свободный от «идейных исканий», от межклассовых коллизий, лежавших в основе «Странствующего подмастерья» и «Ораса». В середине 1840-х годов Ж. Санд ищет «идеальную правду»5. Противопоставленная «фактам действительности», это не просто правда типического, но такая, которая, сосредоточившись на возвышенном, прекрасном, уходит от проникновения в начала противоположные, от многообразия реальной жизни. Герои «Маленькой Фадетты» - крестьяне - датированы очень широко. Если сопоставить их с Пьером Югененом или Поль-Арсеном, они отнюдь не кажутся новыми людьми. Но в них - то нравственное чувство прекрасного и справедливости, которое, развиваясь на протяжении веков, образует единство народной, национальной культуры. В отличие от Бальзака (см. его роман «Крестьяне»), Ж. Санд обращается к народу как к глубочайшему и неисчерпаемому источнику духовной культуры. «Чертова лужа», «Маленькая Фадетта» - романы, в которых поэтическая, наивная, камерная мелодия перерастала в лирический гимн народу. Русская революционно-демократическая критика имела основание констатировать: романы Ж. Санд «добрые буржуа» читали «со скрежетом зубовным и запрещали их брать в руки своим мещаночкам»6.

Трагический опыт революции 1848 года привел «музу республики» - Ж. Санд к новому обоснованию той концепции искусства, которая сложилась в предисловии к «Чертовой луже» (1846). Эта концепция звучит в предисловии к роману (сентябрь 1848 г.). Надо быть закаленным в огне, подобно Данте, чтобы «приковать свое воображение к ужасам символического ада, имея перед глазами чистилище боли и скорби»7. Ж. Санд ищет «ответ-утешение». Предисловие - диалог друзей о прошлом: о республике, которую ждали, о рассеянных надеждах, о грустных истинах, которые пришлось открыть:

- И, однако, природа не изменилась, - продолжал мой друг, - ночь, как всегда, чиста; звезды блистают, как всегда; дикий чабрец пахнет, как всегда, хорошо.

- Но люди стали хуже; и мы тоже. Хорошие стали слабыми, слабые малодушными, малодушные подлыми, великодушные безрассудными, скептики развращенными, эгоисты жестокими.

- А мы, кем мы были и кем стали?

- Мы были печальными, а стали несчастными, - ответил я ему8.

В этом диалоге - боль утраченных надежд. Впечатление усиливается благодаря поэтической приглушенности, некой монотонности, интимности диалога. Чувство горечи обострено поэтическим параллелизмом - ночь, звезды, запах чабреца, оставшиеся неизменными, и люди, которые стали хуже, - не совсем, только чуть-чуть, на одну ступеньку, но все одновременно. И оттого лирический герой сделал шаг, страшный и бесповоротный, - в несчастье. Он не утратил веру, но испытание оказалось слишком тягостным:

века, идея объемлет время и пространство, а мы, бедные люди, считаем мгновенья быстрого перехода и с наслаждением вкушаем радость или горечь и не можем запретить себе жить сердцем и мыслью с нашими современниками [35].

Б. Г. Реизов считал, что в 1840-е годы на новой стадии пантеизма понятие бога утратило теологический смысл и с развитием естественных наук и «объективных» тенденций в литературе закономерным стало «низведение человека на степень заурядного явления природы»9. В романах, предисловиях, статьях Ж. Санд конца 1830 - начала 1840-х годов этого нет, человек равновелик богу, весь пронизан светом будущего. Однако концепция человека изменилась: он стал обыденнее, не возглавляет, не ведет, но страдает вместе со всеми; будущее отодвинулось куда-то далеко, за линию горизонта. Раны кровоточат, оттого прекрасному небу, блистающим звездам противопоставлены не только все люди, ставшие хуже, но и лучшие - те, кто боролся за революцию и те, во имя кого она началась. Они, как прежде, а может быть, страшнее, чем прежде,

[35].

«заключенным, находящимся в агонии, пленникам и побежденным всех наций, мученикам любого прогресса»10.

Трагедия революции осознается как трагедия всего человечества. Ж. Санд не чувствует в себе ни сил излечить это общество, ни мужества напомнить побежденным и угнетенным об их бесчисленных язвах и ранах. Она избирает миссию утешения, поэзии и доброты:

Ну что ж, если мы ничем другим не можем помочь несчастным, будем опять заниматься искусством, как мы его понимаем, т. е. тихонько прославим эту сладостную поэзию природы и, как сок целительного растения, прольем ее на раны человечества11.

Условное раздвоение лирического «я» автора драматизирует предисловие, создает иллюзию процесса осмысления, принятия решения и эстетической программы.

В «Маленькой Фадетте» политическая проблематика выведена в предисловие, за пределы сюжета, но сюжет политически актуален. Роман перерастает границы идиллии. Конфликт между причудливо-поэтическим, человечным существом - Фадеттой и традиционными патриархальными представлениями крестьян - психологический и вместе с тем социальный. Фадетта - настоящая жорж-сандовская героиня, исполненная внутренней силы и обаяния, поэзии и рассудительности, «чрезвычайной гордости запроса и протеста» (Достоевский). Именно гордость называет Сент-Бев основой характера Фадетты. Если в таких условиях, в такой среде она сумела обрести столько мужества, доброты, силы, - значит, можно и нужно жить и бороться. Теперь Ж. Санд шла к любви ко всему человечеству от любви к отдельному человеку. И в этом было утешение, была миссия гуманизма. Демократизм, народность, социальность Ж. Санд приняли другие формы.

«Маленькая Фадетта», «Чертова лужа» - романы, в которых поэтическая, наивная, камерная, пасторальная мелодия - не искусственного мира, а естественного, - перерастала в лирический гимн народу, составляющую замысла «эпопеи о труде».

Писательница хотела создать не «Человеческую комедию» или трагедию, но «Человеческую эклогу, поэму, «le roman humane»12. Это ее, Жорж Санд, поиски «простой души», но не в неистребимой банальности, а в аутентичности, истинности переживаемого ею универсального жизненного опыта13.

Установка на «массовое», на примирение и утешение вводит в структуру художественного мышления романистки пасторальную модальность, использование традиционных топосов и мотивов в описании ее родной провинции Берри, где развертывается действие создаваемых в эту пору произведений. Природа и сельская жизнь под пером Жорж Санд забывают о своей «первоначальной дикости» и погружаются в «забытье» возделавшей их души художника. Возникает характерная для романтизма поэтическая «конструировал» Новалис. Автор «Учеников в Саисе» вкладывал в свое понимание природы «божественную тоску по существам, подобным нам», видел в ней «орудие и посредника согласия разумных существ»14. В персонажах «Маленькой Фадетты», «Чертовой лужи» есть отзвук той идилличности, которая типологически родственна - при всем несходстве - поэтической утопии средневековья в «Гейнрихе фон Офтердингене».

Примечания

1 Роман печатался в «Le Crédit» с 1 декабря 1848 г.; отдельным изданием вышел в 1849 г.

2 Sainte Beuve Ch. Galérie de Femmes Célèbres. s. d. P. 435. См.: Лилеева И. Жорж Санд.// Писатели Франции. М., 1964. С. 374; Уваров Ю. П. Жорж Санд. // История зарубежной литературы XIX века. Ч. 2, кн. I. М., 1970. С. 134.

érature française illustrée. T. 2. P., 1924. P. 210; Histoire des littératures. T. 3. P. 1071; Thoorens L. Panorama des littératures de France de 1715 à nos jours. 1969. P. 206.

4 См.: Лилеева И. Жорж Санд. // Писатели Франции. М., 1964. С. 374; Уваров Ю. П. Жорж Санд. // История зарубежной литературы XIX века. Ч. 2, кн. I. М., 1970. С. 134.

5 См. предисловие к «Маленькой Фадетте».

6 Герцен пишет о «Мельнике из Анжибо» и «Грехе господина Антуана». См.: Герцен А. И. Соч. в 30 тт. Т. 5. М., С. 33-34..

7 Sand G. La Petite Fadettes. P., 1967. Далее текст цитируется по этому изданию, страница - в скобках, перевод - автора.

9 Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955. С. 66.

10 Sand G. La Petite Fadettes. P., 1967. P. 36-37.

12 Sand G. Le Meunier d'Angibaut. P., 1884. P. 119.

«Чертовой луже» в 1845 и 1851 гг., к «Франсуа-найденышу» (1847-1848), к «Маленькой Фадетте» (1851), к новому изданию «Жанны» (1852), к «Мастерам звона» (1853).

14 Новалис Г. Ученики в Саисе // Новалис Г. Гейнрих фон Офтердинген. СПб., 1995. С. 182.