Приглашаем посетить сайт

Лилеева И.: "Трибун и поэт"

И. Лилеева

"Трибун и поэт"

В. Гюго. Труженики моря. М., Молодая гвардия, 1977

OCR niv.ru

Живые — борются! А живы только те,
Чье сердце предано возвышенной мечте...

В. Гюго

Каждому из нас, наверное, трудно точно вспомнить, когда он впервые услышал имя Виктора Гюго. Оно знакомо давно, очень давно... Может быть, с раннего детства, когда впервые пришлось услышать или прочитать в тоненькой книжечке рассказ о маленькой мужественной Козетте или о бесстрашном парижском мальчишке Гавроше.

Сколько радостного волнения дарят каждому читателю захватывающие страницы драм и романов Виктора Гюго! Вслед за богатой фантазией автора читатель погружается в жизнь средневекового Парижа, следит за судьбой прекрасной цыганки Эсмеральды, уродливого звонаря Квазимодо (“Собор Парижской богоматери”), бродит с Жаном Вальжаном по катакомбам Парижа, вместе с Гавро-шем сражается на баррикаде (“Отверженные”), вслед за бродячим актером Гуинпленом скитается по дорогам Англии XVII века (“Человек, который смеется”). И каждый из этих героев, смело выступающих на борьбу со злом и несправедливостью, запоминается на всю жизнь. Об этом очень хорошо написал Алексей Николаевич Толстой: “Он (Гюго) наполнил мое мальчишеское сердце пылким и туманным гуманизмом. С каждой колокольни на меня глядело лицо Квазимодо, каждый нищий-бродяга представлялся Жаном Вальжаном.

Справедливость, Милосердие, Добро, Любовь из хрестоматийных понятий вдруг сделались вещественными образами... Мальчишескому сердцу они казались живыми титанами, и сердце училось плакать, негодовать и радоваться в меру больших чувств... Он (Гюго) набатно бил в колокол: “Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен несправедливостью...”

* * *

Гюго прожил долгую жизнь. Он родился на заре века, в 1802 году, а умер в 1885 году. Молодой поэт вступил в литературу в 20-е годы в обстановке реакции. Это время во Франции известно под названием Реставрации. Вернулись изгнанные Бурбоны, дворянская знать мечтала восстановить все старые феодальные порядки.

Но в стране крепли бунтарские настроения, которые вылились затем в события буржуазной июльской революции 1830 года, низвергшей Бурбонов. Молодой Гюго с энтузиазмом ринулся в гущу политических событий. Он один из тех, кто накануне революции 1830 года поднимает знамя бунтарского романтического искусства. Он выступает смелым реформатором французской поэзии, драматургии, прозы. С именем Виктора Гюго связано утверждение во Франции романтической литературы, пронизанной свободолюбивыми демократическими настроениями, высоким гражданским пафосом. В книгах Гюго все было смелым, новым и неожиданным для читателей. Его драмы, можно сказать, с боем ворвались на французскую сцену и, несмотря на сопротивление ревнителей старой трагедии, быстро завоевали успех и сердца зрителей. В них простые люди, выходцы из народа, вели борьбу против насилия и несправедливости. Стоящий вне закона разбойник Эрнани бесстрашно выступал против власти короля Карла (“Эрнани”), благородный, умный человек, лакей Рюи Блаз смело обличал продажность и преступность правителей Испании (“Рюи Блаз”), ремесленник Гильберт отважно вступал в неравную схватку с жестокой английской королевой (“Мария Тюдор”). Драмы эти увлекали своим демократизмом, стремительным сюжетом, подчиняющимся только прихотливой фантазии автора; они пленяли звучностью, яркостью стиха, волновали страстным осуждением насилия, восхвалением смелости и отваги...

Гюго-поэт, автор многочисленных поэтических сборников, с одинаковой виртуозностью играл на различных струнах поэтической лиры. И задушевная нежная лирика, и гражданская, и философская поэзия — все было подвластно его музе. Он сумел освободить французский язык от устаревших правил, приблизить поэзию к народному творчеству.

Его поэтический сборник “Восточные мотивы” (1829) поразил всех необычайной звучностью и живописностью стиха. Строки поэта воссоздавали в воображении читателей красочный мир сказочного романтического Востока, где были дворцы, минареты, красавицы, причудливая игра света и тени, пьянящая прелесть южной ночи, сверкающие краски неба и моря, где в стремительном вихре носились духи гор — джинны. И в этот яркий, экзотический мир мощно врывалась тема национально-освободительной борьбы; уже здесь громко звучал голос Гюго — поэта-гражданина, воспевающего героев национальной борьбы, тех, кто “свой непреклонный дух прославили в бою”.

Гюго рисует пейзажи дорогой его сердцу Франции, воспевает ее цветущие долины, тихие реки, листву лесов, “таящую и песнь и ароматы”. Природа у него то ласковая и доброжелательная по отношению к человеку, то грозная и устрашающая. Поэт любит создавать картины смелой борьбы со стихиями, с разбушевавшимся морем. Мир, воссозданный Гюго в большинстве его поэтических сборников, предстает перед читателем в напряженной драматической борьбе добра и зла, в резких непримиримых контрастах рождения и смерти, света и тьмы, самоотверженности и злодейства, роскоши и нищеты, криков радости и воплей о помощи и сострадании.

Поэт размышляет о жизни, о судьбах людей, о вселенной. Перед его взором возникают грандиозные видения. В его поэзии преобладают жизнеутверждающие мотивы. Он любит детей, ясный мир детства. Любовью и задушевностью пронизаны стихи из сборника “Искусство быть дедом” (1877).

В зрелом поэтическом творчестве Гюго в 50—70-е годы с особенной силой звучит гражданская тема. Путь, который прошел поэт-гражданин за свою большую жизнь, был далеко не простым и не легким. Он не всегда правильно разбирался в происходивших политических событиях, он искал и ошибался, но всегда был на стороне угнетенных и обездоленных.

В течение всей жизни Гюго сохранил утопическую веру в возможность изменения общества путем моральной проповеди, он надеялся, что, увещевая власть имущих, можно разрешить наболевшие социальные проблемы, улучшить жизнь народа (а об этом он страстно мечтал). Гюго имел полное право сказать:

Я ошибался, да, но лишь чистосердечно;
Я к лицемерию враждою полон вечно;
Во что я верую — я говорю о том....
Я дрался за добро, за истину, за знанье,
И двадцать лет за то скитался я в изгнанье,
И вновь начну борьбу, хотя б гореть в аду!
Мне совесть говорит: “Иди!” — и я иду,

И выполняю долг.

Пройдя через годы ошибок и идейных блужданий, Гюго в годы февральской революции 1848 года, установившей во Франции республику, стал одним из вождей революционной демократии. В 1849 году он председательствует на первом в истории международном съезде друзей мира, состоявшемся в Париже, и там, более ста лет тому назад, он торжественно провозгласил: “Идея мира во всем мире — достояние всех наций, они требуют мира, как высшего блага”. Мир нужен народу — эту мысль Гюго не устает повторять с трибун различных конгрессов и собраний.

* * *

императором Наполеоном III, а Францию — Второй империей. Гюго с группой депутатов-республиканцев отважно ринулся на борьбу против императора-преступника, за спасение республики, но силы были очень неравные. Гюго подвергается преследованиям, за ним по пятам следуют полицейские шпики, его голова оценена в 25 тысяч франков. Он вынужден покинуть Францию. Начались тяжелые годы изгнания. Более девятнадцати лет Гюго жил вне родины, сначала в Бельгии, а затем на островах Ламаншского архипелага, принадлежавшего Англии. В 1855 году он приехал на остров Гернсей и поселился в старом доме Отвиль-хауз в порту Сен-Пьер. В ясные дни на горизонте виднелись смутные очертания французского берега. Но там, во Франции, царили произвол и насилие. Гюго публично заявляет, что он вернется во Францию только вместе со свободой. В изгнании Гюго продолжает борьбу против Наполеона III.

В памфлетах и статьях Гюго разоблачает преступный заговор Наполеона III против республики, против народа Франции. Он создает шедевр политической лирики — сборник “Возмездие” (1853), где клеймит позором предателей, богачей, наживающихся на нищете людей труда. Гюго воспевает великую силу народа, который он уподобляет океану, мощному, безбрежному и неукротимому, сметающему все на своем пути.

Высокий гражданский пафос “Возмездия” ценил В. И. Ленин. Н. К. Крупская вспоминает, что В. И. Ленин любил стихи “Возмездие” за то, что в них чувствовалось “веяние революции”.

Голос большого поэта, живущего на маленьком острове, был слышен не только во Франции, к нему прислушивались передовые люди во всех странах мира. Александр Иванович Герцен писал:

“... 2 декабря 1851 года он стал во весь рост. Он в виду штыков и заряженных ружей звал народ к восстанию...” Герцен в письмах называл Гюго своим “великим братом”, печатал его статьи на страницах “Полярной звезды”, к Гюго за помощью обращается вождь национально-освободительной борьбы итальянского народа Джузеп-пе Гарибальди, и Гюго пишет пламенные воззвания, организует сбор денег для гарнбальдиицсв. Голос поэта-трпбуна слышен всегда и везде, когда нпдо выступить по имя свободы ч демократии. Он пишет воззвание в защиту Джона Брауна, поднявшего восстание против рабства негров в Америке (1854), он приветствует национально-освободительную борьбу в Мексике (1861) и на Кубе (1870). “Ни одна нация не имеет права наложить свою лапу на чужой край... Народ не может владеть другим народом, как человек не может владеть другим человеком”, — провозглашает Гюго.

“Океан. Виктору Гюго”.

На Гернсее Гюго создает свой роман “Отверженные” (1862). В романе причудливо переплетаются судьбы каторжника Жана Вальжана, полицейского Жавера, работницы Фантины, ее дочери Козетты и других. Перед читателем возникает жизнь бедноты Парижа, жалких и мрачных трущоб, проходят крупнейшие исторические события первой половины XIX века: битва при Ватерлоо, республиканские восстания 30-х годов. Гюго, по-прежнему верящий в силу нравственного примера, рассказывает не совсем правдоподобную историю морального возрождения бывшего каторжника Жана Вальжана, который становится воплощением добра и самоотверженности. А наряду с этим на многих страницах романа звучит подлинный гимн революционной борьбе, гимн беззаветному мужеству защитников республиканских баррикад. В этом романе читатель знакомится с одним из лучших созданий Гюго — с Гаврошем. Смелый, находчивый, свободолюбивый Гаврош полюбился миллионам читателей. В годы борьбы с немецко-фашистскими оккупантами Гаврош обрел вторую жизнь — его именем назывались отряды юных французских патриотов.

* * *

С годами Гюго все больше интересуется общими философскими проблемами: человек и вселенная, человек и природа, личность ч история. У него складывается замысел своеобразной трилогии, в которой жизнь человека, как пишет сам Гюго, была бы показана в борьбе с тремя основными враждебными ему силами: с религией, обществом и природой. “Собор Парижской богоматери” (1831) — борьба с религиозным фанатизмом и деспотизмом, жертвой которых становится танцовщица Эсмеральда. В “Отверженных” речь идет о борьбе героев с общественным неравенством и социальной несправедливостью. Завершить эту трилогию должен был роман “Труженики моря”, задуманный и написанный Гюго на острове Гернсее в 1864—1865 годах, роман о борьбе человека с разрушительными силами стихий.

Идея, сюжет этого романа непосредственно связаны с впечатлениями Гюго от жизни на Гернсее.

Гернсей — небольшой остров. “Гранит на юге, песок на севере, здесь крутизна, там — дюны”, а кругом безбрежная морская ширь. Безостановочно бьющая морская волна создала причудливые очертания Гернсейских берегов, по которым так любил бродить поэт. Долгие одинокие прогулки располагали к размышлениям и наблюдениям, Гюго знакомился с жизнью моряков и рыбаков, подолгу беседовал с ними. Свой роман он посвятил отважному “гордому приморскому народу”. На Гернсее жизнь, работа людей были постоянно связаны с морем.

“Труженики моря”. Море было то тихое и ласковое, то вдруг поднимались огромные волны, и было неизвестно, вернется ли назад недавно отплывшая рыбацкая лодка. Здесь, па Гернсее, особенно ощущалась постоянная борьба человека со стихиями, с жестокой силой моря.

В “Тружениках моря” жизненно-бытовой план рассказа сочетается с фантастическим, реальное — с легендой.

Гюго наделил главного героя — рыбака Жильята лучшими качествами, присущими человеку труда. Гюго писал, что в своем романе он “хотел прославить труд, волю, преданность, все, что возвышает человека”. Гюго слагает в романе настоящий гимн упорству человека, его созидательному труду: “Со всех сторон встают перед человеком преграды, но его ничто не останавливает. У него один ответ: он натиском берет все рубежи. Невозможное — всегда отступающий перед ним предел... Он разрубает перешеек, буравит вулкан, обтачивает скалу, долбит горные породы, дробит на мелкие куски утес”.

Центральная тема романа — борьба человека с природой, со злыми силами стихии. Жильят берется спасти машину с потерпевшего крушение в Дуврских скалах парохода “Дюранда”. Бесстрашный рыбак бросает вызов разъяренному океану. Он один среди грозных неприступных скал, среди неистового океана. Против него ополчилось все: море, скалы, ветры. Каждый миг океан мог уничтожить все, что уже было сделано Жильятом. Не раз казалось, что Жильят побежден, что он должен отступить, что задуманное им выше человеческих сил. “Одежда на нем была изодрана, тело изранено,' от голода лицо приобрело землистый цвет, но всегда в глазах его горел пламень”. Это был пламень несокрушимой силы воли.

Гюго вдохновенно говорит о силе несгибаемой, неотступающей ни перед чем человеческой воли, создающей героев. Жильят побеждает. Побеждает его разум, сноровка, дерзновенное упорство и, конечно, сила воли. Он укротил океан, победил бурю, победил голод и жажду, обуздал стихию и, наконец, победил страшное чудовище — спрута, как бы вобравшего в себя все мерзкое и злое, существующее на свете.

Жильят воплощает для писателя романтический идеал человека, у которого героические деяния сочетаются с высокой нравственностью. Жильят совершает в романе еще один подвиг — подвиг самопожертвования. Победителя Жильята в качестве награды ждала на острове рука красазицы Дерюшетты. Случайно узнав, что Дерюшетта любит другого человека, Жильят отказывается от своего права стать ее мужем. Он ни в чем не хочет насиловать волю девушки, он сам устраивает свадьбу Дерюшетты с любимым ею человеком. В конце романа Жильят уходит из жизни — он сидит на утесе, который заливает водой во время прилива. Некоторые критики не без основания упрекают Гюго в мелодраматичности такой концовки. Но Гюго понимал: титану Жильяту нет места среди обывателей.

Жильят остается в памяти читателей как прекрасный идеал мужества, силы воли и благородства, Жильят живет, трудится и борется, как должен в идеале жить и трудиться каждый человек. В этом великий нравственный урок романтика Виктора Гюго.

Под стать титану Жильяту и та природа, которую изобразил Гюго в своем романе. Ярко, выразительно воспроизводит он бешенство вздыбившегося моря, страшную фантастическую пляску разъяренных волн и ветра. Образ океана построен у Гюго на резких контрастах, это неверная, вечно меняющаяся и грандиозная стихия. Художник наделяет волны, скалы и ветры хитростью, лицемерием, злорадством и коварством. “Волна лицемерна. Она убивает, укрывает награбленное и как ни в чем не бывало улыбается”. Не случайно скульптор Огюст Роден изобразил Гюго сидящим на утесе, у подножия которого бьются мощные волны.

В романе “Труженики моря” выплеснулась вся могучая фантазия Гюго, мощь его воображения, присущее ему живописное видение мира, удивительное богатство языка. Высокая патетика, ирония, живописность, лиризм — все это составляет единый сплав ярко-романтического стиля Гюго.

Морис Торез, вождь французских коммунистов, писал в своей автобиографической книге “Сын народа”: “Описания жизни на море и борьбы Жильята в “Тружениках моря” наполняли меня восторгом. Со страниц этой книги Гюго доносился до меня бешеный рев морских волн...”

* * *

Долгие годы провел Гюго в изгнании. Он остался верным своему слову и вернулся на родину на второй день после падения Наполеона III — 5 сентября 1870 года. Франция переживала тяжелые дни. Клика Наполеона III привела страну к катастрофе, втянув ее в войну с Пруссией. Старый поэт становится в ряды активных защитников осажденной столицы. Он пишет патриотические воззвания, призывая народ на борьбу с захватчиками. Многие из них перепечатывались подпольной печатью Сопротивления в годы второй мировой войны.

Дни Парижской коммуны застали Гюго в Бельгии, куда он приехал на похороны сына. Отношение Гюго к Коммуне было сложным. Он не понял ее исторического значения, но решительно выступил в защиту коммунаров, предоставил им убежище в своем доме в Брюсселе. Размышления поэта о событиях франко-прусской воины, о Парижской коммуне нашли свое отражение в поэтическом сборнике “Грозный год” (1872). Гюго восхищается самоотверженностью и героизмом коммунаров, гневно осуждает палачей Коммуны. Маленький коммунар из стихотворения “На баррикаде” достойно продолжает борьбу свободолюбивого Гавроша. На протяжении многих лет Гюго в сенате выступает с требованием амнистии для коммунаров. На защиту революционных традиций встает писатель и в своем последнем романе “93 год”, воссоздавая события французской буржуазной революции XVIII века.

* * *

Слава национального поэта пришла к Гюго еще при жизни. Никогда и ни с кем так торжественно не прощалась Франция, как со своим великим поэтом в 1885 году. К Триумфальной арке, где стоял гроб с телом Гюго, в течение нескольких дней стекались людские потеки. Огромные толпы народа провожали Гюго до Пантеона, усыпальницы великих людей Франции. “Твой сын Гюго, — писал Алексей Максимович Горький, обращаясь к Франции, — один из крупнейших алмазов венца твоей славы. Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека. Он всюду создавал героев, и создавал их своими книгами...”.

и стремления. В этом величие огромного творческого наследия Гюго, поэта, который был тем,


За правду, красоту, величье, справедливость.