Приглашаем посетить сайт

Хачатрян Н.М.: Своеобразие французской драмы рубежа XVIII-XIX веков

Хачатрян Н.

ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова

СВОЕОБРАЗИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ДРАМЫ РУБЕЖА XVIII-XIX ВЕКОВ

Вопросы филологии. Научные труды. ВЫПУСК 1
ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Я. БРЮСОВА. - 2003
http://www.brusov. am/docs/Ban-harcer-Final.pdf

Многообразие эстетических и литературных течений конца XVIII-начала XIX веков во Франции не могло не отразиться и в многообразии жанров - прозаических, поэтических и драматических. Победное утверждение романтизма, впитавшего в себя почти все достижения литературы предыдущего века, происходило не во всех жанрах одновременно: первые французские романтики, выступавшие против классицизма, разрабатывали исключительно "неклассицистские", прозаические жанры. Так Шатобриан, де Сталь, Сенанкур, наследуя жанровую структуру XVIII века, разрабатывали жанры трактата, исповедальной прозы, сентиментального романа.

Через почти четверть века, в 10-20-x годах, оформилась романтическая поэзия, которая, даже в творчестве великих поэтов Ламартина, Виньи, Гюго, Мюссе, особенно на первом этапе их творчества, обнаруживает значительное влияние классицизма. Это влияние достаточно основательно исследовано, однако в формировании романтической поэзии не менее значительную роль сыграла до сих пор малоизученная поэзия конца XVIII века. Это богемная, "пьянящая" лирика Эшуара Ле Брена, автора очень известной в 1790 годы оды на гибель военного корабля "Мститель", аристократическая интимность стихов Жака Делиля, идиллический экзотизм поэзии Парни, куртуазная элегичность лирики Мильвуа и, конечно, рефлективность эпической поэзии Андре Шенье.

Наконец, романтический театр утвердился во Франции через почти десятилетие - точнее в 1829 году. В связи с фактической неизученностью французской драматургии позднего классицизма может создаться впечатление, что после Бомарше до вступления в литературу Дюма, Гюго и Мериме во Франции не было драмы, заслуживающей внимания исследователей. На самом же деле эпоха, предшествующая рождению романтической драмы, была наполнена сложной борьбой эстетических принципов, направлений, школ и влияний.

После 1789 года театр продолжал играть важную роль в жизни страны. Лидеры Революции - от Мирабо до Робеспьера - понимали значение торжественных массовых представлений для поддержания национального духа и не жалели денег на их проведение. Они покровительствовали и созданию новых частных театров. Так, декретом от 13 января 1791 г. любому гражданину разрешалось открыть театр, достаточно было лишь сообщить об этом в муниципалитет. За последнее десятилетие XVIII века только в Париже было открыто около 30 театров, многие из которых просуществовали недолго, но некоторые из них составили серьезную конкуренцию субсидируемым государством престижным театрам (Одеону и Комеди Франсез). Многие из пьес, написанных известными писателями эпохи и сыгранных прекрасными актерами, пользовались большой популярностью и не могли не оказать значительного влияния на формирование романтического театра.

Покровительство властей, обилие театров и интерес зрителей не могли не способствовать развитию драматического жанра, в котором мы выделяем три основных направления. Это позднеклассицистическая трагедия и комедия, мелодрама и историческая драма, по традиции той эпохи называемая "исторические сцены".

Позднеклассицистическая трагедия и комедия традиционно преобладали в театрах Одеон и Комеди Франсез. Трагедия сохраняла нормативность, т. е. архитектоничность композиции, единства времени и места, абстрагирование от содержания (т. е. деление любого материала на пять актов, строгое соблюдение мест завязки, кульминации и развязки, замкнутую целостность сюжета, исчерпываемого в рамках данного произведения).

В поддержании интереса к трагедии большую роль играло парижское "Общество знатоков", где обсуждались новые произведения и постановки, создавалось и даже диктовалось мнение критики. Идейным главой этого общества был драматург и литературный критик Гримо де Ла Реньер, который резко выступал против посягательств на театральные традиции, открыто высказывал презрение к авторам, увлекающимся мелодрамой, и зрителям, "глухим к величию Корнеля и зевающим от стихов Расина". Наиболее интересными авторами трагедий конца XVIII века являются Ж. -Ф. Дюси, известный в свое время настолько, что занял кресло Вольтера во Французской Академии, Суме и Пиша - авторы известных в те годы трагедий "Клитемнестра" и "Леонид".

Дюси был первым из французских авторов, кто обратился к шекспировским пьесам. С 1769 по 1792 годы он "переписал" пять трагедий Шекспира ("Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Макбет" и "Отелло"), переделав их в духе классицизма, т. е. изложил шекспировский текст александрийским стихом, ввел единства времени, места и действия, убрал фантастический элемент (тень отца Гамлета, ведьм из "Макбета"), и благодаря этим "поправкам" цитадель классицизма - Комеди Франсез - впервые приняла Шекспира к постановкам, большой успех которых был обусловлен в значительной степени блистательной игрой Тальма.

Вообще роль талантливых актеров в успехе трагедий трудно переоценить, а на рубеже веков их оказалась целая плеяда - м-ль Дюшенуа (которая давала молодому Стендалю уроки дикции), м-ль Рокур, фаворитка Наполеона м-ль Жорж и, конечно, великий Тальма, которого де Сталь считала образцом дерзости и такта, естественности и достоинства.

Развитию трагедии в самом начале XIX века покровительствовал сам первый консул, считавший, что трагедия согревает душу и воспитывает героев. Он распорядился, чтобы Театр Франсе раз в неделю ставил новую трагедию дополнительно к имеющимся в репертуаре. Став императором, Наполеон лично заказал драматургу Рейнуару трагедию о преимуществах правления Карла Великого по сравнению с "тиранами" Меровингами.

Из авторов комедий можно отметить подражателя мольеров-ским пьесам Паризьена Пикара. Его комедии "Жалкий и ползающий" и "Дюокур", построенные по образцу "Тартюфа", что подтверждает сходство главных героев, - могут быть охарактеризованы как "комедии нравов".

Трагедии и комедии конца XVIII века, хоть и сохраняли нормативность классицистической эстетики, но были уже наполнены новым содержанием, отвечавшим вкусам новой публики, более демократичной и менее образованной, ожидавшей от трагедии более сильных эмоций, отражавших перипетии переживаемой бурной эпохи.

"экзотерического" (exоterikos - внешний, годный для непосвященных) искусства ("бульварный" роман, фельетон, водевиль, мелодрама), создаваемого для уставшей от политических катаклизмов, неискушенной, хотя и грамотной публики. Разбогатевшие лакеи, лавочники, торговцы приходили вечером в театр получить на заработанные за день полпистоля массу катастроф, пожаров и похищений.

Сама жизнь Франции в эпоху Революции и Империи напоминала кровавую драму, наполненную битвами, эшафотами, темницами и порохом. Порожденное временем, экзотерическое искусство имеет свои эстетические принципы, это, с одной стороны, упрощение действительности и характеров, приводящее к созданию клише, с другой -усложнение и запутывание интриги путем увеличения роли случайностей. Несмотря на общепринятое снисходительное отношение к этому искусству, нельзя отрицать огромную популярность "хорошо сделанных пьес" (pièce bien faite) Эжена Скриба и, несомненно, талантливых мелодрам Гильбера де Пиксерекура.

Отец жанра мелодрамы, автор более 100 пьес, Пиксерекур хвастался, что пишет для тех, кто не умеет читать. Его вступление в литературу, сразу ознаменованное бурным успехом, связано с переложением для сцены двух "черных" романов Дюкре-Дюминиля "Виктор, или Дитя леса" и "Селина, или Дитя тайны". В оригинальных своих пьесах он выводит почти одинаковую систему образов: тиран или предатель, способный на самые страшные преступления, преследуемая и страдающая от разлуки с любимым женщина, благородный герой, поборник справедливости, и комической персонаж, разряжающий общую напряженность мелодрамы. Прекрасно чувствующий настроение зрителя автор делит пьесы на три акта: любовь, несчастья, победа добродетели. В первом акте зритель должен полюбить героев, во втором - с замиранием сердца следить за великим множеством преследующих их всевозможных напастей и, наконец, в третьем акте с облегчением убедиться в благополучной развязке запутанного сюжета.

Лучшие мелодрамы Пиксерекура написаны на исторические сюжеты - "Христофор Колумб", "Карл Смелый, или Битва при Нанси", "Замок Лох-Левен, или Побег Марии Стюарт", "Вильгельм Телль" и др. Средневековая тематика, вольное обращение с историческими фактами, свободное, не скованное правилами воображение, загадочные персонажи пьес Пиксерекура явно подготавливают художественную систему романтической драмы.

Принцип построения пиксерекуровских мелодрам, основанный на идентификации протагониста со зрителем, был несколько видоизменен другим талантливым драматургом - Эженом Скрибом. Композиция его пьес представляет собой так называемый "каскад", т. е. состоит из нанизанных эпизодов, развивающихся по мере нарастания драматического напряжения и неожиданно разрешающихся благополучной развязкой. При этом сохраняется деление на три акта, так построены его "Бертран и Ратон, или Искусство заговора", "Товарищество, или Лестница славы", "Стакан воды, или Причины и следствия", "Пуф, или Ложь и истина", "Адриенна Лекуврер" и др.

"романтизация" мелодрамы, т. е. процесс формирования "романтической трагедии", когда счастливые развязки, характерные для первых образцов жанра сменяются в 1810-x годах "ужасными" развязками, с гибелью положительных персонажей. Второе направление связано с влиянием Шекспира на французскую драматургию начала XIX века. В соответствии со вкусами эпохи пьесы великого англичанина переделывались в духе мелодрамы. Так, в 1780-х годах были очень популярны пьесы Л. -С. Мерсье "Веронские гробницы" и "Старик и его три дочери". Отметим, что в отличие от Дюси и его последователей, которые, "исправляя" сюжеты шекспировских трагедий, оставляли их названия, Мерсье тактично их изменяет. В пьесах Мерсье Ромео и Джульетта не умирают, их родители раскаиваются и мирятся, старшие дочери Лира также раскаиваются, и отец их прощает. Мелодраматизация шекспировских сюжетов была настолько популярна, что даже Дюси ей отдал дань, не убив Отелло и Дездемону: в финале пьесы все разъясняется, супруги изгоняют Яго, и клянутся друг другу в вечной любви.

Наконец, третье направление - наиболее продуктивное для развития французского романтического театра XIX века - представлено исторической драмой Арно, Рейнуара, Лемерсье и, конечно, Мари-Жозефа Шенье.

Антуан Арно (1766-1834) дебютировал трагедиями ("Лукреция", "Цинциннат"), но успех ему принесла его историческая драма "Бланш и Монкассен, или Венецианцы", написанная в Венеции, куда он был отправлен Наполеоном в качестве губернатора. Драма написана прозой, в ней очевиден уже "местный колорит", акцент смещен с исторического события на судьбу личности, главный герой Монкассен своим неизвестным происхождением и благородством поступков и помыслов предвосхищает образы Эрнани и Антони (в драмах "Эрнани" Гюго и "Антони" Дюма).

Не менее громкий успех выпал на долю пьесы Франсуа Рейнуара (1761-1836) "Тамплиеры", в которой автор, сохранив все классицистические требования (единства, александрийский стих, корнелевский пафос), сумел остаться верным исторической правде, воссоздать живую картину французского Cредневековья с изысканностью, присущей лирике трубадуров.

Непомюсен Лемерсье (1771-1840), более смелый, чем его современники, отошел от классицистической эстетики в своих пьесах "Кловис", Карл Великий", "Ришелье" и, особенно, в популярной драме "Пинто" о восстании португальцев против Испании. В предисловии к "Пинто" он признавался, что хотел создать персонажей, которые действуют и разговаривают на сцене как в жизни, поэтому драма написана прозой, а перипетии сюжета объяснял тем, что политические интриги способны побудить самых благородных людей к низменным поступкам. Образ главного героя - Пинто - человека из народа, одновременно полулакея и преданного друга герцога Берганца, умного советчика, философа и влюбленного, меланхоличного и волевого, предвосхищает образ Рюи Блаза, и символично, что Гюго займет в Академии кресло Лемерсье.

"Карл IX, или Школа королей". Шенье вольно обращается с историческими фактами, ища в них исключительно нужные для сюжета характеры, допуская при этом явный анахронизм. Карл IX явно похож на Людовика XVI, Мишель де л'Опиталь - на Неккера, Колиньи - на Лафайета. Его "философская" трагедия была рассчитана не только на восприятие интеллигенцией, неискушенный зритель был потрясен обилием на сцене костров, драк, эффектных трюков. Шенье смело убирает обязательную любовную интригу, считая, что главное в трагедии - воплощение идеалов Свободы, и только в этом случае она перестает быть спектаклем для мещаночек и лакеев. Славу Шенье подтвердили его дальнейшие пьесы "Генрих VIII", "Жан Калас", "Гай Гракх" и, особенно, драмы "Фенелон" (в которой выведен образ великодушного прелата, напоминающего Мириеля из "Отверженных") и "Тимолеон", призывающий к свержению тиранов.

В развитии исторической драмы вновь обнаруживается влияние Шекспира, его исторических хроник, принципа соединения истории и трагедии. Французским драматургам это сочетание очень импонировало, т. к. "недостаток истории заключается в ее холодности, а недостаток трагедии - в сведению ее к одному моменту".1 Романтики особенно ценили в "хрониках" обращение к исключительной, неоднозначной личности, открытость композиции, расширение конфликта до масштабов Мира, Вселенной.

основные тенденции романтического театра и оказавших несомненное влияние на его формирование.

Примечания.