Приглашаем посетить сайт

Хачатрян Н.М.:Неоромантические тенденции в исторической пьесе Викторьена Сарду "Мадам Сан-Жен".

Н. М. ХАЧАТРЯН

ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова

НЕОРОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЬЕСЕ ВИКТОРЬЕНА САРДУ «МАДАМ САН-ЖЕН»

Актуальные проблемы литературы и культуры
(Вопросы филологии. Выпуск 3.). - Ер. «Лингва», 2008.
http://www.brusov. am/docs/Filology-3-2.pdf

28-ого октября 1893 года парижская театральная публика в течение всего дня осаждала кассу театра Водевиль, где накануне состоялась премьера новой пьесы известного драматурга В. Сарду «Мадам Сан-Жен». В отличие от многих пьес французских неоромантиков, пользовавшихся большим успехом в конце XIX века, но забытых в XX, этой пьесе Сарду, как и вскоре после нее написанной Э. Ростаном драме «Сирано де Бержерак», была уготована счастливая судьба. Обе пьесы не только сразу стали самыми популярными в репертуаре парижских театров, но и в наши дни к ним периодически возвращаются театральные и кинорежиссеры, а главные герои пьес - Катрин и Сирано, - стали в представлении многих поколений воплощениями французского духа, веселья и энергии, остроумия и той особой бравады, которая во французской критике называется «панаш».

Чтобы понять причины грандиозного успеха «Мадам Сан-Жен» (которому, несомненно, способствовал талант великой Сары Бернар), надо представить себе, прежде всего, атмосферу тех лет, когда разоренная индустриальной революцией простая публика покинула театральные залы, оставив их ищущей развлечений буржуазии. Реалистический театр Ожье и Дюма-сына, с его проблемами адюльтера, наследства, карьеры, незаконных детей, браков по расчету и по любви, уступает место мелодраме, обсуждавшей те же проблемы, однако с благополучным их разрешением. Вскоре, однако, мелодрама также изживает себя. Ведущими жанрами на какое-то время становятся водевиль и оперетта. Водевиль, представленный творчеством Мейака, Галеви и, конечно, Лабиша («Шляпка из итальянской соломки») и продолжающий разрабатывать мелодраматические сюжеты в большей степени касающиеся проблем семьи, а не индивида, еще долго продержится на сцене благодаря музыке и танцам. Одновременно все большим успехом начинает пользоваться оперетта (Оффенбах), которая, даже с учетом превалирующей в ней музыки, все больше ассоциируется с драмой, потому что либреттисты оперетт были в основном драматургами.

На фоне этой театральной ситуации драмы Сарду, в которых сочетались элементы мелодрамы и комедии, но при этом затрагивались забытые со времен романтизма проблемы патриотизма и национальной гордости - оказались очень востребованными.

Путь В. Сарду к успеху был долог и труден. Он родился в 1831г., недалеко от Канн, где его родители владели оливковыми плантациями, но однажды, в очень суровую зиму, все деревья погибли и разорившаяся семья переехала в Париж. Из-за недостатка средств Сарду пришлось бросить занятия на медицинском факультете и преподавать латынь, историю и математику, давать уроки французского языка иностранцам, писать статьи для разных популярных справочников.

Первые литературные опыты Сарду были неудачны и все театры отказывались ставить его пьесы. Одна его пьеса -«Студенческая таверна», все же была поставлена, но пронесся слух, что автора подкупило правительство, чтобы спровоцировать студентов и, после пяти спектаклей, ее сняли. Другая пьеса - «Бернар Палисси» была принята в Одеоне, но сменилась дирекция и пьесу вернули автору. «Цветок лианы» -приняли в Амбигю, но директор умер, не успев подписать контракт. Драма «Горбун», написанная для известного актера Шарля Фештера, ему не понравилась и, хотя пьесу с успехом сыграл другой актер, на афише по ошибке оказалась фамилия другого автора. Пьеса «Изнанка Парижа», которую принял директор Жимназ, была им же отвергнута по совету Эжена Скриба, который счел неприличной любовную сцену. (Отметим, что позже Сарду перенес эту сцену в пьесу «Наши близкие», где она пользовалась большим успехом).

Несмотря на неудачи Сарду был неутомим, он продолжал писать и носить свои пьесы во все театры, показывал их известным актерам, например пытался привлечь внимание великой актрисы Рашель написанной для нее пьесой «Королева Ульфра» по мотивам старинной шведской хроники. То, что молодой драматург не отчаялся и продолжал бороться с нищетой, упорно веря в свое предназначение, сам он объяснял сообщением свыше1 прожил с ней восемь лет до ее смерти. Она имела знакомства в театральном мире и представила его актрисе Виржини Дезаже, которой понравились пьесы молодого драматурга. Она купила для него театр на бульваре Тампль, который назвала Les Folies Desage, позже переименованный Theatre Desage. Актриса даже поехала в турне по Европе, чтобы заработать деньги на содержание театра. Первая пьеса, написанная для нее Сарду -«Кандид» - была запрещена, но следующие принесли успех.

Очень скоро Сарду стал так же популярен как мэтры французского театра 1860-70-х гг. - Эмиль Ожье и Дюма-сын. Он не обладал эмоциональностью и особым чувством комического первого из них и страстностью и морализаторскои убедительностью второго, но он был замечательным мастером диалога и использования театрального приема suspens (задержки, подвешивания). Он во многом подражал Скрибу, его пьесы были так же «хорошо сделаны», но с большей долей социальной сатиры. Он высмеивал эгоизм и вульгарность буржуа в «Наших близких» (1861), нравы старых холостяков в одноименной пьесе (1865), современных тартюфов в «Серафине» (1968), устаревшие обычаи и вышедшие из моды политические принципы в «Старых хрычах» (1862), патриархальный образ жизни крестьян в «Наших добрых крестьянах» (1866), революционный фанатизм в «Рабага» (1872) и феерии «Король Морковь» (1872), бюрократические законы -в «Давай разведемся» (1880).

Значительное количество пьес написаны на исторические сюжеты, это «Теодора» - на основе эпизода из византийских хроник, «Ненависть» (1874) - из итальянских хроник, «Герцогиня Афинская», в которой предстает средневековая Греция, «Родина» повествует о восстании голландских крестьян в конце XVI века, действие драмы «Колдунья» перенесено в Испанию XVI века. Французская революция стала темой трех пьес: «Чудесницы», «Термидор» (1891) и «Робеспьер» (1902), написанной специально для актера сэра Генри Ирвинга. Эпизоды из истории Империи оживают в двух шедеврах Сарду -«Тоске» (1887), ставшей драматургической основой оперы Пуччини, и «Мадам Сан-Жен» (1893).

Пьесы Сарду ставили лучшие театры Парижа - Водевиль, Жимназ, Порт Сен-Мартен, Пале-Руаялъ, Гете, Комеди Франсез. До 1882 г. на главные роли во многие театры приглашалась м-ль Сулье, на которой 50-летний Сарду женился после смерти первой жены, но настоящий успех ему принесли пьесы, написанные в сотрудничестве с Сарой Бернар, в которых она исполняла заглавные роли. Для нее написаны «Федора» (1882), «Теодора» (1884), «Тоска» (1887) в театре Порт-Сен-Мартен, где Сара Бернар стала директором, позже - «Колдунья» и «Клеопатра». Последние пьесы Сарду - «Данте» (1903), «Тропа» (1905) и «Драма ядов» (1907).

Сарду часто обвиняли в использовании чужих сюжетов, и он вынужден был написать в защиту своих авторских прав брошюру «Мои плагиаты». В 1877 г., после двух неудачных попыток, Сарду все же прошел во Французскую Академию и умер, увенчанный славой, в 1908 г.

снова нуждается в прекрасном, исключительном герое, великих страстях, изгнанных реалистами и натуралистами не только из театра, но и вообще из литературы. В поисках этого героя драматург неоромантик, следуя традициям великих романтиков, обратился к истории и воскресил, в частности, жанр исторической драмы, который, во многом благодаря Викторьену Сарду, стал самым распространенным в литературе французского неоромантизма. Исторические драмы Ф. Коппе, В. Сарду, А. де Борнье, Э. Ростана в основном заканчиваются трагической смертью главных героев, иногда же (как в случае «Мадам Сан-Жен») написаны в жанре комедии.

Французский неоромантический театр, который формировался через почти полвека после появления драм Гюго, Мюссе, Дюма, т. е. в иных исторических и политических условиях, не обладает многими чертами романтизма: философской глубиной, порывом к бесконечному, универсализмом. В драмах неоромантиков не встречается прием гротеска, но многое они все же унаследовали от романтизма -это индивидуализм, историзм, психологизм, «местный колорит», обращение к мифам и сказкам, и наконец, к истории.

Проблема дефиниции исторического театра до сих пор не разрешена в литературоведении, интерес к нему был до сих пор скорее исторический, чем теоретический. Однако многие ученые давали свои определения этого жанра. Так, Ролан Барт писал, что «это театр, который выводит на сцену великие события и великих персонажей прошлого времени; это театр благородный, задрапированный в старые воспоминания о римской добродетели латинских образцов»2 . По мнению Жака Лафея «под историческим театром чаще всего понимают театр одной эпохи, который черпает свои темы в эпохе предыдущей»3. Для Отто фон дер Пфордтена «историческая драма - это драма, где рядом с историческими фактами находится поэтический дух»4«Историческая пьеса: мы позволим себе употребить это выражение за неимением лучшего, чтобы обозначить сюжет, взятый из европейской истории, следующей после Античности и применяемое так же хорошо к Сиду как к Генриху IV, например»5 .

персонажей и событий. Не надо исключать и мифологические сюжеты в исторической драме, хотя речь, конечно, идет не об исторической достоверности, подтвержденной документами, а о многовековой традиции - Эдип, Антигона, Медея, Электра, Ифигения и т. д. Вопрос - считать ли эти пьесы историческими -остается открытым, но ясно одно, что источником использованных тем в значительной степени является история.

Для определения жанра исторической драмы нам представляется наиболее точной приведенная выше лаконичная формула Ж. Лафея: «театр одной эпохи, который черпает свои темы в эпохе предыдущей», к которой мы добавили бы: «и отражающий проблемы современности». Обратившись к изучению особенностей французской неоромантической драмы, мы попытались выявить ряд ее характерных черт которые представим на примере исторической пьесы Сарду «Мадам Сан-Жен». Это:

1. историческая достоверность или

2. историческое правдоподобие

4. организация действия с определенной степенью нормативности

5. современная интерпретация исторических фактов (художественная и поэтическая), т. е. отражение прошлого для решения проблем настоящего

6. стремление к воссозданию исторической эпохи (например сражений, военных походов, путешествий и т. д.) в условиях ограниченности театральных технических возможностей

7. ограниченные сценические возможности для создания образов и ситуаций (диалоги и монологи)

«Мадам Сан-Жен» разделено на два периода: первое действие происходит в 1792г., в период Революции, последующие три - в 1811 г, в эпоху Империи. В первом действии происходит представление главных персонажей. Это прежде всего главная героиня - владелица прачечной Катрин Юбше, которую за веселую бесшабашность и дерзость прозвали Сан-Жен («без стеснения»), ее возлюбленный сержант Лефевр, самоотверженно сражающийся за Революцию, раненый австриец Нейпер, которого Катрин спасает, спрятав в своей комнате, некий Фуше, который отсиживается в прачечной пока на улице идут бои, но, дождавшись взятия Тюильри, восклицает «Наконец-то, победа за мной!» и отправляется пожинать плоды этой победы. В первом же действии становится известно, что услугами прачечной пользуется молодой капрал, имя которого «невозможно запомнить» - «Бона... Бонна... Буонапарте Тимолеон, нет, вроде Наполеон»6.

В последующих действиях Катрин - уже жена Лефевра, которому Наполеон пожаловал звание маршала и титул герцога Данцигского, Фуше - министр полиции, Нейпер - генерал при императрице. Появляются и новые персонажи, в частности, Наполеон и его сестры. Сарду, как и романтики, не очень заботился об исторической достоверности, его интересовала не собственно история, а те конфликты - политические, религиозные и, главное, - семейные и любовные, из которых он создавал трагические или комедийные ситуации. В «Мадам Сан Жен» основой комизма является несоответствие характера главной героини новой для нее социальной обстановке. Во II действии Сарду строит совершенно мольеровскую сцену: к маршалыпе Катрин являются танцмейстер, портной и башмачник, с которыми, в отличие от мольеровского Журдена, она ведет себя просто и сама подшучивает над «обезьяньими ужимками» и реверансами, которые делают ее «похожей на индюшку»7. Несмотря на новое положение в свете, Катрин остается верна себе, она откровенна и честна, хотя ее манеры и вызывают возмущение сестер императора, «этих двух гусынь, которые, не будь императора, штопали бы чулки на своем острове»8.

Интересно отношение Сарду к образу Наполеона. В отличие от произведений романтиков, для которых император был фигурой трагической, в пьесе «Мадам Сан-Жен» он предстает личностью несомненно выдающейся (подчеркивается, что он умеет ценить героев и награждает их независимо от социального положения), однако подверженной человеческим слабостям. Так, под влиянием сестер, он предлагает маршалу Лефевру развестись с Катрин, которая шокирует новое светское общество своими манерами, ревнует Марию-Луизу к Нейперу, перехватывает и читает ее письмо, что, конечно, принижает образ великого императора. При этом, когда Катрин сообщает ему, что была маркитанткой в армии и извела все свои юбки на перевязки раненым и что генерал Ожеро приказом объявил ей благодарность, после чего предъявляет императору счет: будучи солдатом он остался ей должен 60 франков за стирку сорочек -Наполеон исполняется к ней уважения и целует ей руку, оценив ее самоотверженный героизм в годы Революции.

Исторический элемент в пьесе поверхностный, можно говорить лишь об историческом правдоподобии, которое достигается участием в действии реально существующих персонажей. Даже образ Катрин имеет исторический прототип: дочь понтуазского мельника Катрин Юбшер, по прозвищу Сан-Жен.

«Мадам Сан-Жен» автор не использует лингвистическую стилизацию.

Четкая композиция «хорошо сделанной» пьесы свидетельствует о прекрасном знании автором традиций французского театра. Речь, разумеется, не идет о классицистических единствах, однако представление главных персонажей, развитие сюжета, кульминация и развязка построены с определенной степенью нормативности. Есть и традиционная для французской драмы «задержка» (suspens) в третьем действии, когда Нейпер подозревается в связи с императрицей.

Что касается отражения прошлого для решения проблем настоящего, то в эпоху «медиократии», после потрясений, вызванных поражением во франко-прусской войне и подавлением Парижской коммуны, напоминание о величии наполеоновской Франции, когда рядовой солдат мог быть произведен в маршалы за проявленный героизм, когда даже к врагам проявлялось великодушие, когда патриотизм был достоинством, пьеса Сарду приобретала особенно актуальное звучание.

Следует отметить также, что, воссоздавая историческую ситуацию начала века, Сарду не ставил целью изображать крупные политические события, даже взятие революционными отрядами дворца Тюильри в первом действии происходит за сценой, и о ходе его зритель узнает из сообщений прачек или пробегающих солдат. Правда, в оригинале пьеса длилась 4 часа и предполагала участие 56 артистов, не считая миманса, но первые же постановки обнаружили ограниченность сценических возможностей и вынудили автора произвести значительные купюры и сократить число действующих лиц до 26.

Сарду умело комбинирует элементы традиционных для его времени жанров мелодрамы, комедии характеров, комедии нравов и комедии интриги. Эта «хорошо сделанная» пьеса насыщена изящными, остроумными диалогами, в которых обмен репликами напоминает фехтовальный поединок. Вместе с тем Сарду именно посредством диалогов (и редких в данной пьесе монологов) мастерски создает насыщенные, яркие, запоминающиеся образы.

«Мадам Сан-Жен» - яркая пьеса, полная юмора и искреннего веселья, но установка на театральность не исключает серьезности проблем, стоящих перед авторами неоромантической исторической драмы. Обращение к славным страницам прошлого способствовало решению главной задачи неоромантиков - побороть пессимистические настроения французов, вернуть им уверенность и надежду, пробудить любовь к родине.

Примечания.

1 Сарду профессионально занимался спиритизмом, был известным медиумом-рисовальщиком. По свидетельству современников, он общался, в частности, с душами Моцарта и Бернара Палисси. Сохранились его офорты с изображением их обители в городе Юлиус на Юпитере, с волшебными садами, населенными крылатыми чудовищами. Известно, что Сарду был почетным председателем на конгрессе спиритов и спиритуалистов в Париже в 1900 г.

2 Barthes R. Brecht, Marx et l'histoire. Carriers de la compagnie Madeleine Renaud-Jean Louis Barrault. Théâtre historique. P. dec. 1957. P. 21.

3 Lafaye J. Après le romancero. Op. sit. P. 18.

5 BreitholtzL. Le théâtre historique en France jusqu'à la Révolution. Carriers de la compagnie Madeleine Renaud-Jean Louis Barrault. Theatre historique. P. dec. 1957. P. 5.

7 Ibid. S. 22.

8 Ibid. S. 27.