Приглашаем посетить сайт

Емельяников С.: Карьера Ругонов

С. Емельяников

КАРЬЕРА РУГОНОВ

http://www.rugon-makkara.ru/index.php/dopolnitelniemateriali/13-2009-12-26-18-40-22/148-2009-12-26-18-42-18

— роман «Карьера Ругонов» — Эмиль Золя начал писать зимой 1868 года в Париже и завершил работу над ним в мае 1869 года.

В отличие от других произведений цикла, подготовитель­ные материалы и предварительные заметки к «Карьере Руго­нов» невелики по объему и содержат мало подробностей. Они составляют всего 93 страницы рукописного текста: общий план «Карьеры Ругонов» и план города Плассана, краткий конспект книги Эжена Тено «Провинция в декабре 1851 года, исторический этюд о государственном перевороте», планы от­дельных глав «Карьеры Ругонов», первоначальный план всей серии, переданный издателю Лакруа, предисловие, написан­ное Эмилем Золя к первому отдельному изданию книги и да­тированное 11 июля 1871 года, рекламная заметка к «Карьере Ругонов», составленная автором. Все эти документы, а также рукопись романа и корректурные оттиски с правкой Эмиля Золя хранятся в Парижской национальной библиотеке.

Значение этих предварительных заметок для изучения творчества Золя трудно переоценить. Писатель и сам не раз говорил, что они дают возможность увидеть, «как его мозг дей­ствует и мыслит под стеклянной черепной крышкой».

Значительный интерес в этих предварительных заметках представляют характеристики основных персонажей первого эпизода серии, который имеет научное название «Происхожде­ние» и служит введением ко всей серии.

Родоначальницей семьи Ругон-Маккаров является Аде­лаида Фук (тетя Дида). В «Карьере Ругонов» ей отведена роль второстепенного, эпизодического персонажа. Поэтому Золя в своих заметках ограничивается лишь. голым перечислением наиболее значительных фактов ее биографии. Писатель указы­вает, что восемнадцати лет, «в 1786 году она вышла замуж за Ругона, неповоротливого и спокойного садовника; в 1787 году у нее родился сын (Пьер); овдовела в 1788 году. В 1789 году она сошлась с неуравновешенным пьяницей-контрабандистом

лет от роду». Заметки об Аде­лаиде Фук не содержат никаких социальных оценок, Золя было важно подчеркнуть душевный недуг родоначальницы семьи.

Ее старший сын Пьер Ругон, который является одним из основных персонажей «Карьеры Ругонов», охарактеризован пи­сателем в ином плане. Золя прежде всего интересуют мо­ральные качества Пьера, его политические взгляды: «... он кон­серватор по своим убеждениям. Вся деятельность Пьера в пе­риод подготовки государственного переворота и во время осу­ществления его сводилась к тому, чтобы извлечь из происхо­дящих событий личную материальную выгоду. Любыми сред­ствами Пьер Ругон стремится сколотить состояние». Если мы обра­тимся к роману и вспомним, какими путями Ругон добивался столь вожделенной для него должности частного сборщика на­логов, то станет совершенно очевидно, что в трактовке Пьера Золя полностью придерживался своих предварительных заметок.

В образе Антуана Маккара. судя по заметкам, Золя стре­мился воплотить столь характерный для того времени тип беспринципного политического болтуна. «Лень и непомерная зависть, — отмечает писатель, — сделали из Антуана демагога, прикрывающегося демократической фразой». Золя указывает, что Антуан унаследовал от своего отца страсть к пьянству, кото­рая и свела его в могилу в 1873 году. Две его дочери — Лиза и Жервеза — выведены в романах «Чрево Парижа» и «Западня».

Представителям лагеря реакции Золя противопоставил в романе светлые образы защитников Республики — Сильвера и Мьетты. Писатель воплотил в них свою безграничную лю­бовь к свободе и демократии. Сын рабочего-шляпника Спльвер и простая крестьянская девушка Мьетта были для Золя оли­цетворением вечной молодости свободолюбивого французского народа, его духовного и физического здоровья.

Следует отметить, что характеристики важнейших персо­нажей «Ругон-Маккаров», которые Золя заранее разрабатывал в своих предварительных заметках, часто менялись в про­цессе непосредственной работы над романами. Верный жизнен­ной правде, писатель подчинял свои замыслы основной идейно-художественной направленности всей серии — воссоздать прав­дивую картину жизни Франции в эпоху Второй империи.

«Карьере Ругонов», четко ограничены историческими рамками государственного перево­рота, совершенного Луи Бонапартом и его кликой. Это «прав­дивый рассказ о кровопролитной резне, которая была учинена в департаменте Вар во время декабрьского переворота», писал Эмиль Золя в рекламной заметке, сопровождавшей первое из­дание «Карьеры Ругонов».

­цев с реакционерами в провинциальном городке Плассане.

Роман был закончен в мае 1869 года. А в конце июля сле­дующего года оппозиционная по отношению к режиму Луи Наполеона газета «Сьекль» из номера в номер начала его печатать. Полностью в газете роман напечатан не был. Вспыхнувшая франко-прусская война прервала его публика­цию. Эмиль Золя вместе со своей семьей уезжает в Марсель, оставив окончательный вариант рукописи в редакции газеты. Возвратившись в Париж, писатель прежде всего отправился на поиски рукописи. Ее судьба очень беспокоила Золя, он думал, что она погибла во время жестоких артиллерийских обстрелов, которые немцы обрушили на столицу Франции. Но все обош­лось благополучно, он нашел рукопись целой и невредимой. Золя передал ее своему издателю Лакруа. Роман «Карьера Ругонов» появился в продаже в конце октября 1871 года.

Крупнейшие писатели Франции — Гюстав Флобер, Эдмон Гонкур, Теофиль Готье, Ги де Мопассан — высоко оценили пер­вую книгу «Ругон-Маккаров».

Гюстав Флобер, в частности, в письме к Золя, датированном 1 декабря 1871 года, говорил: «Я прочитал вашу жестокую и прекрасную книгу! Я до сих пор нахожусь под ее впечатлением. Сильно! Очень сильно! У вас завидный талант, и вы молодец». Теофилю Готье рекомендовал прочитать «Карьеру Ругонов» Эдмон Гонкур. Готье роман очень понравился. «Золя пока еше не выработал своего стиля, — отмечал он, — но это мастер сродни Бальзаку». Ги де Мопассан увидел в книге Золя «мощное произ­ведение, в котором заложены семена всех других его романов». Иначе приняла «Карьеру Ругонов» официальная критика. Хотя все и отмечали, что Золя писатель талантливый, что он умеет наблюдать и сильно, по-своему, показать увиденное, что язык его свеж и оригинален, но книга его ведет борьбу с ветряными мельницами. «Золя показал, — писал Фернан Мо-дей в «Фигаро» 29 октября 1871 года, — что буржуа наживали себе состояния во времена Империи благодаря коррупции. ... Мы же осуждаем Империю за Седанскую катастрофу, а не за коррупцию, которая длится вот уже двадцать лет и, можно надеяться, будет длиться еще долгие годы».

«Нового времени», которое опове­щало своих читателей, что на днях журнал приступит «к пе­чатанию романа Эмиля Золя... составляющего первый эпизод целой эпопеи, в которой талантливый автор хочет изобразить, в рамках семейной хроники, нравы Второй империи». Это сообщение было опубликовано еще в двух номерах, но сам роман напечатан не был, так как «Новое время» с 10 мая было на полгода закрыто.

Впервые «Карьера Ругонов» была опубликована на рус­ском языке в изложении В. Чуйко в этом же году в июльском и августовском номерах «Вестника Европы». Отдельное изда­ние романа вышло в Петербурге в конце 1572 года, год спустя после опубликования во Франции.

«Карьера Ругонов» создал у русских читателей и критиков мнение об Эмиле Золя, как о крупнейшем писа­теле Франции. В. Чуйко писал в это время: «Золя еще очень молодой писатель, но заслуживший уже крупную известность не только общественным и политическим значением своих ро­манов, но также и оригинальностью приемов, исключительной индивидуальностью своего таланта... Последний его роман («Картера Ругонов») свидетельствует уже о громадном разви­тии таланта и, без всякого сомнения, займет одно из самых видных мест в современной французской литературе». Автор статьи «Новые приемы французской беллетристики» Боборы-кин, опубликованной в «Неделе» 10 сентября 1872 года, отме­чал: «... мы не думаем, чтобы Золя остался одиноким в области того творчества, какое он открывает собою. Идея его метода слишком плодотворна по результатам, и среди такого вос­приимчивого народа, как французы, она не пропадет даром». 5 января 1873 года газета «С. -Петербургские ведомости» писала о «Карьере Ругонов»: «За последнее время во французской бел­летристике положительно не имеется произведения, равного роману Эмиля Золя по серьезности замысла, новости приемов, свежести красок и художественности обработки. Талантливый автор «Ругонов» является вполне сформировавшимся ярким представителем нового реализма».

Но, пожалуй, глубже всех значение романа раскрыл сам Эмиль Золя. Хотя эта книга и повествует о событиях двадцати­летней давности, говорит он в рекламной заметке, но она «напоминает о том жестоком и кровавом перевороте, который нынешняя буржуазия не прочь бы и повторить. Драма, вос­произведенная в «Карьере Ругонов», захватывает и застав­ляет задуматься над происходящим».