Приглашаем посетить сайт

Емельяников С.: Естественная и социальная история одной семьи во время Второй империи.

С. Емельяников

ЕСТЕСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ ИМПЕРИИ

http://www.rugon-makkara.ru/index.php/dopolnitelniemateriali/12-2009-12-26-18-36-15/147-2009-12-26-18-39-05

Идея создания многотомной серии романов о Второй им­перии окончательно сложилась у Эмиля Золя в начале 1868 года. В то время даже ближайшие друзья писателя отнес­лись скептически к его начинанию. Да и сам он, видимо, ясно не представлял в ту пору всей широты и грандиозности раз­маха, который обретет впоследствии его монументальное со­чинение. Золя предстояло разрешить целый ряд сложнейших проблем не только чисто творческих, профессиональных, но и политических, идейных, научных.

В течение года (1868—1869) он работает в Парижской на­циональной библиотеке, изучает огромное количество книг, справочников, исследований по психологии, медицине, фи­зиологии и истории. Особенно внимательно он перечитывает «Происхождение видов» Чарльза Дарвина и «Введение в эк­спериментальную медицину» Клода Бернара.

Сохранились выписки, сделанные Золя из книги «История Вто­рой империи» Т. Делора, конспект «Трактата о наследственно­сти» доктора Люка. Собранный им обширный материал он система­тизирует в своих предварительных работах: «Общие замечания о развертывании произведения», «Общие замечания о характере произведения», «Различие между Бальзаком и мною». Здесь Золя изложил свои идейно-художественные и эстетические установки, дал характеристику эпохи, которую намеревался воссоздать.

Писатель указывал, что его серия будет покоиться на двух идеях: «первая — изучить в одной семье вопросы крови и среды, проследить шаг за шагом причины, которые способ­ствуют развитию у детей одного и того же отца разных характеров, разных страстей вследствие скрещивания и особых условий жизни... вторая — изучить всю Вторую империю, на­чиная с государственного переворота до наших дней, во­плотить в типах современное общество подлецов и героев. Запечатлеть таким образом целую социальную эпоху в фактах и показать ее в тысячах подробностей нравов и событий».

На примере представителей семьи Ругон-Маккаров, кото­рую Золя наделил чертами, характерными для времен Второй империи — «необузданностью вожделений» и «безудержным стремлением к наслаждению», — он хотел проанализировать с научной объективностью взаимоотношения самых различ­ных социальных слоев французского общества. «Я хочу показать небольшую группу людей, ее поведение в обществе, показать, каким образом, разрастаясь, она дает жизнь десяти, двадцати существам, на первый взгляд глубоко различным, но, как сви­детельствует анализ, близко связанным между собой. Наслед­ственность, подобно силе тяготения, имеет свои законы...» Золя полагал, что наследственность — это именно та связь, которая крепкими нитями соединит важнейшие персонажи его серии и сольет самостоятельные романы в единое законченное произ­ведение.

В первоначальном списке серии, составление которого от­носится, видимо, к 1869 году, значилось десять романов:

«Роман о священниках (провинция).

Военный роман (Италия).

Роман об искусстве (Париж).

Роман о больших перестройках Парижа. Роман о судебном мире (провинция).

Рабочий роман (Париж).

Роман из высшего света (Париж).

Роман о женской интриге в коммерции (Париж).

Роман из семейной жизни выскочки (влияние внезапного обогащения отца на его дочерей и сыновей) (Париж),

Начальный роман (провинция)».

Эмиль Золя мучительно долго искал название своему циклу романов. Оно должно было состоять из двух легко соче­таемых фамилий. Сначала он избрал Ришо и Давида, потом Ришо уступил место Гуарану, а затем — Ругону. Давида он за­менил на Бергасса, Машара... Маккара. Золя хотел, чтобы фамилии эти были звучными, запоминающимися. И писатель искал: Ругон-Лантье, Ругон-Турньер, Ругон-Микулен... Ругон-Лапегр, Ругон-Бюва, Ругон-Сарда и, наконец, Ругон-Маккары.

­его произведения. В этом плане писатель дает развернутые харак­теристики эпизодов, составляющих серию, и их главных героев.

Все десять эпизодов, предусмотренные Золя в «Первона­чальном плане, представленном издателю Лакруа», были ис­пользованы писателем и легли в основу романов серии, правда иногда претерпев существенные изменения. Так, например, ро­ман из военной жизни, который сначала Золя предполагал создать на материале итальянской войны, развязанной Напо­леоном III в 1859 году, впоследствии превратился в роман «Раз­гром», завершающий всю серию, рассказывающий о франко-прус­ской войне, Седанской катастрофе л крушении Второй империи.

Два эпизода — «Роман из семейной жизни выскочки» и «Роман о больших перестройках Парижа» — были реализо­ваны в одном произведении «Добыча». Эпизод из жизни свя­щенников был расчленен на два романа — «Покорение Плассана» и «Проступок аббата Муре» и т. д. Некоторые из этих измене­ний нашли отражение в третьем плане серии.

Золя предполагал в течение пяти лет завершить создание «Ругон-Маккаров», выпуская ежегодно по два тома. В после-, дующие годы (1872—1873) в процессе работы над своим сочи­нением и в связи с тем, что падение Империи подвело итог «нелепой эпохе безумия и позора», Золя стало ясно, что за­думанное им произведение не укладывается в десять эпизодов, что оно должно быть значительно расширено.

В архиве писателя сохранился еще третий список, который включает восемнадцать романов. Он был составлен, видимо, в 1871—1873 годах, уже после издания «Добычи», но до выхода в свет «Чрева Парижа».

«Карьера Ругонов.

Добыча.

Чрево — Лиза.

Проступок аббата Муре — Серж и Дезире Муре.

Политический роман (газеты)—Эжен Ругон.

Роман об искусстве — Клод Лантье.

Роман о пожизненной ренте — Агата Муре.

Роман из народной жизни — Жервеза Леду и ее дети.

Роман об итальянской войне — Жан Маккар.

Роман о крупной коммерции (модные товары) — Октав Муре.

Возвращение к семье Муре — Серж и Дезире.

Роман о полусвете — Анна Леду.

Судебный роман (железные дороги) — Этьен Лантье.

Роман о разгроме. — Вновь вывести Аристида, Эжена и других (очерк о газетах конца Второй империи).

Роман о войне, осаде и Коммуне. — Вновь вывести Мак­сима и детей.

Научный роман — Паскаль, Клотильда. — Вновь вывести Пьера Ругона и др. Паскаль лицом к лицу с детьми Максима.

Второй роман о народе, с подчеркнуто политическим ха­рактером. Рабочий — революционное орудие восстания, Ком­муны, приводящей к 10 мая 1871 года. Фотография убитого в 1848 году повстанца».

Судя по этому третьему и последнему сохранившемуся списку, писатель еще не установил очередности расположения своих романов в серии. В дальнейшем, как известно, Золя расширил серию «Ругон-Маккары» до двадцати томов:

1. Карьера Ругонов, 1871.

2. Добыча, 1872.

3. Чрево Парижа, 1873.

4. Завоевание Плассана, 1874.

5. Проступок аббата Муре, 1875.

7. Западня, 1877.

8. Страница любви, 1878.

9. Пана, 1880.

10. Накипь, 1882.

12. Радость жизни, 1884,

13. Жерминаль, 1885.

14. Творчество, 1886.

15. Земля, 1887.

17. Человек-зверь, 1890.

18. Деньги, 1891.

20. Доктор Паскаль, 1893.

­ни французского общества второй половины прошлого века.

С. Емельяников