Приглашаем посетить сайт

Балашов В. П.: Шатобриан Франсуа Рене. Краткая литературная энциклопедия.

Шатобриан Франсуа Рене.

Краткая литературная энциклопедия.

́Н (Chateaubriand), Франсуа Рене де (4. IX. 1768, Сен-Мало, — 4. VII. 1848, Париж, погребен в Сен-Мало) — франц. писатель. Род. в аристократич. семье. Учился в коллежах Доля и Ренна. Дебютировал стихотв. идиллией «Сельская любовь» («L’amour de la campagne», 1790). Пассивно созерцал штурм Бастилии 14 июля 1789. Внимательный читатель Ж. Ж. Руссо и Вольтера, Ш. сознавал, что на его глазах умирал абсолютизм и рождалась новая Франция. Его притягивали и устрашали революц. энергия народа, республиканские идеи. Он уклонился от схватки «прошлого с будущим» и в 1791 отплыл в Америку. Узнав о вареннском бегстве Людовика XVI, Ш. в нач. января 1792 вернулся во Францию. Без веры в успех Ш. выступил против республики в армии роялистов, разгромленных под Тионвилем. В 1793 Ш. эмигрировал в Англию и приступил к созданию вольнодумного соч. «Исторический, политический и нравственный опыт о революциях» («Essai historique, politique et moral sur les révolutions...», 1797). Великая французская революция рассматривается Ш. как неизбежное следствие пороков абсолютизма и его институтов. Этого вольтерьянства Ш. не простила воинствующая реакция, в глазах к-рой он навсегда остался сомнит. католиком и подозрит. роялистом. Хотя именно в «Опыте о революциях» Ш. стремится дискредитировать саму идею революции и обществ. прогресса. Здесь отчетливо проявился духовный кризис Ш., обратившегося в 1798 в католичество.

— то состояние внутр. опустошенности личности, отрешенной от народных чаяний и обществ. практики, к-рое во франц. лит-ре 19 в. получило определение mal du siècle («болезнь века»). Боязнь революц. активности народа побудила Ш. заключить компромисс с режимом Бонапарта; после убийства герцога Энгиенского и провозглашения империи (1804) перешел в оппозицию. Приверженец легитимизма, Ш. верноподданно служил Бурбонам в период реставрации. В 1802 он издал апологию религии «Гений христианства» («Génie du christianisme»). В этой книге содержится попытка защиты христианского богословия от науч. критики. «Гений христианства» — эстетич. и худож. манифест консервативного романтизма. Свою концепцию иск-ва Ш. развивал в резкой полемике с просветительским реализмом, наследием Вольтера, Д. Дидро и Руссо. Просветительской апелляции к разуму обществ. человека он противопоставил мистическое чудесное, интуицию и фантазию; в противовес идее совершенствования личности, ее нравств. и социального раскрепощения Ш. выдвинул принцип религ. обуздания человека; изображению самой реальности он противопоставил проповедь христианского смирения и подвижничества; утверждению осмысленности земного бытия — экстаз гибели, смерти, небытия во имя загробного блаженства. В состав «Гения христианства» вошли повести «Атала, или Любовь двух дикарей» («Atala, ou les Amours des deux sauvages...», отд. изд. 1801) и «Рене, или Следствия страстей» («René, ou les Effets de la passion», отд. изд. 1802). Здесь отчетливо выражена мысль о силе веры, врачующей смятенные души, о пользе монастырей, где находят успокоение снедаемые преступной страстью страдалицы, о цивилизаторской роли церкви и подвижничестве ее миссионеров, указывающих путь к спасению и диким народам Нового света, и никчемным скитальцам Старого света. Но содержание повестей не сводится к охранительному пафосу, а порой противоречит ему. Внутр. мир Аталы и индейца Шактаса одухотворен всепобеждающим чувством земной любви. Возвышенная и самоотверж. любовь этих героев воспринимается объективно как антитеза религ. аскетизму, церк. догмам и противоестеств. страсти Амели к своему брату Рене. Отказ Рене от стремления занять положение в сословном обществе, его смутное беспокойство и эгоцентризм превратили его в предтечу «лишних людей» мировой лит-ры, в «тип индивидуалиста» (Горький М., Собр. соч., т. 26, с. 307). Психологич. глубина в изображении противоречий в сознании героев, тонкость анализа их душевных движений, афористичность стиля и его поэтич. патетичность снискали прозе Ш. всемирную известность. В 1809 Ш. издал «христианскую эпопею», поэму в прозе «Мученики» («Les martyrs»). В жанре и композиции поэмы ощутима связь с поэтикой классицизма. Но по своей историч. и философ. концепции поэма принадлежит консервативному романтизму, утверждая с позиций католицизма роль переходных эпох в судьбах человечества, нравств. превосходство христианства над язычеством.

«О Бонапарте. О Бурбонах» («De Buonaparte. Des Bourbons», 1814). В 1826 увидела свет «История последнего из Абенсераджей» («Les aventures du dernier Abencèrage», созд. в 1810) — повесть о рыцарств. любви араба к испанке, к-рых разделяют вера, честь, давняя вражда предков. Образ Рене вновь возникает в «Натчезах» («Les Natchez», 1826) — романе о быте и нравах «естественных народов», племен Сев. Америки, задуманном еще во время путешествия в Америку. Суждения Ш. об У. Шекспире, Дж. Мильтоне, Дж. Г. Байроне вошли в его «Опыт об английской литературе» («Essai sur la littérature anglaise», 1836). В своем итоговом создании мемуарного характера — «Замогильных записках» («Les Mémoires d’outre-tombe», посмертно, 1848—50) Ш. элегически скорбит по поводу неотвратимого умирания аристократич. общества, бесплодно мечется между католич. верой и безысходным отчаянием и лишь порой, противореча своим реакц. политич. воззрениям, поднимается до трезвой оценки реальности, социальных изменений в мире: «Европа устремляется к демократии... От монархии переходит к республике. Наступила эра народов...» («Les Mémoires d’outre-tombe», t. 2, P., 1952, p. 1048, 1050). Ш. оказал прямое воздействие на Б. Констана, А. де Виньи, А. Ламартина, А. де Мюссе, Жорж Санд. Э. Золя считал, что Ш. был «могильщиком монархии и последним трубадуром католицизма». К. Маркс видел в творчестве Ш. соединение «... аристократического скептицизма и вольтерианизма XVIII в. с аристократическим сентиментализмом и романтизмом XIX века. Разумеется, во Франции это соединение в отношении литературного стиля должно было стать событием, хотя и в самом стиле, несмотря на все артистические ухищрения, фальшь часто бросается в глаза» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 391).

«Первым из французских писателей», «первым мастером своего дела» называл Шатобриана А. С. Пушкин. В суждениях В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского обозначен критич. подход к наследию Ш. Эта линия была продолжена М. Горьким и А. В. Луначарским, к-рый подчеркивал коренное различие между революц. романтиком Дж. Байроном и Ш. — «представителем разочарованной аристократии» (см. Собр. соч., т. 8, М., 1967, с. 312). М. Горький определил место Ш. как одного из «... идеологов реакции, наступившей после революции 1789—1793 годов...» (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 503); поставил Ш. в ряд писателей, к-рые «... рассказали весь драматический процесс постепенного банкротства индивидуализма...» (там же, т. 26, 1953, с. 164). По замыслу М. Горького повестью Ш. «Рене» начиналось серийное изд. «История молодого человека XIX столетия».

Œuvres complètes, t. 1—28, P., 1826—31; Œuvres romanesques et voyages, t. 1—2, P., 1969; Mémoires de ma vie, t. 1—3, publ. par M. Levaillant, P., 1948; в рус. пер. — Рене. История последнего из Абенсераджей, в кн.: Франц. новелла XIX в., т. I, М. — Л., 1959.

—92; Пушкин А. С., О Мильтоне и Шатобриановом переводе «Потерянного рая», Полн. собр. соч., М., 1949; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. указатель имен и назв.); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947 (см. указатель личных имен); Горький М., «История молодого человека»; Еще раз об «Истории молодого человека XIX столетия», Собр. соч., т. 26, М., 1953; Луначарский А. В., Собр. соч. в 8 томах, М., 1963—67 (см. именной указатель к тт. 4, 5, 8); Де Ла Барт Ф., Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции..., К., 1905; Обломиевский Д., Франц. романтизм, М., 1974; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Реизов Б. Г., Франц. историч. роман в эпоху романтизма, Л., 1958; Европ. романтизм, М., 1973; Zola E., Documents littéraires, P., 1881; Sainte-Beuve Ch., Chateaubriand et son groupe littéraire sous l’Empire, t. 1—2, P., 1948; Guillemin H., L’homme des «Mémoires d’outre-tombe», [P., 1965] Moreau P., Chateaubriand, nouv. éd., P., 1967 (имеется библ.); Chateaubriand. Actes du Congrès de Wisconsin pour le 200-e anniversaire de la naissance de Chateaubriand, 1968. Ed. by R. Switzer, Gen., 1970; Bicentenaire de Chateaubriand, P., 1971; F. Aug. R. de Chateaubriand, Brux., 1968 (Библ. лит-ры о Шатобриане).