Приглашаем посетить сайт

Анисимов И. И.: Судьба Жюля Ренара

Анисимов И. И.

СУДЬБА ЖЮЛЯ РЕНАРА

Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. М., Худ. лит. , 1977
OСR niv.ru

После того, как советские читатели познакомились с повестью Жюля Ренара «Рыжик» и с некоторыми страницами из его «Дневника», опубликованными в ряде наших журналов, они вправе спросить, почему этот замечательный писатель до сих пор остается, вернее оставался, в тени.

Трагическая судьба Жюля Ренара весьма поучительна. В форменной расправе, учиненной над его произведениями, варварство современного капитализма выявилось с особой наглядностью. Буржуазия замалчивала и травила первоклассного французского писателя. До сих пор он не получил настоящего признания.

Капитализм исковеркал жизнь этого художника, который никогда не лгал. Недавно газета «Юманите» прямо поставила этот вопрос, вопрос большой, ибо судьба Жюля Ренара очень убедительно показывает, как буржуазный мир расправляется с писателем, осмеливающимся говорить правду.

С беспощадным сарказмом описал Ж. юль Ренар буржуазное общество. Он вскрыл гнусную лживость буржуазной морали и то, как отвратительны «герои» этого общества. Буржуа выступают в произведениях Ренара во всеоружии пошлости. Все эти господа Вернэ, Борнэ и Лепики показаны с полной правдивостью, это образы большой обличительной силы. Какой бы стороны буржуазной жизни ни касался Ренар, он неизбежно приходил к гневной сатире. Ренар видел все безобразие буржуазного общества и с величайшим негодованием описывал его. Так, в книге «Рыжик» взята обычная буржуазная семья, ее быт, ее духовный уровень, вся «система» семейных отношений. Это царство лжи, царство звериной жестокости и человеконенавистничества. Трагедия мальчика, затравленного и искалеченного поистине чудовищной семьей Лепиков, в недра которой вводит своего читателя Жюль Ренар, придает этой замечательной книге мрачный и горький колорит, который присущ всему его творчеству.

Ренар ненавидел буржуазный мир. Одним из первых произведений его была повесть «Мокрицы»: она так и не была напечатана при жизни писателя, но из нее он извлек содержание и образы ряда последующих своих произведений. «Мокричьим» существованием была для Ренара буржуазная жизнь. С огромной силой он развернул этот символ в ряде повестей («Паразит», «Ханжа» и др.) и в ряде сатирических комедий, которые никогда не имели успеха на сцене («Господин Верна», «Удовольствие разрыва», «Семейный очаг»). Ничего нет удивительного в том, что буржуазное общество постаралось приглушить голос обличителя и выдать большого писателя за неисправимого чудака. Несмотря на то, что творчеством Жюля Ренара восхищались лучшие его современники, например Анатоль Франс, его произведения, что называется, были положены под сукно. Замечательный французский писатель жил и умер в полном одиночестве, как отверженный. Он не питал даже той надежды, которая вдохновляла когда-то Стендаля, что его признают в далеком будущем. Жюль Ренар ни на что не надеялся.

Но во Франции наших дней уже возникли силы, которые воздают должное прекрасной деятельности Жюля Ренара. Они извлекут его имя из тьмы забвения и разъяснят французскому народу трагедию талантливого писателя. Об этом свидетельствует статья в «Юманите», посвященная Ренару, «честному, проницательному и бесстрашному писателю, мастеру французского художественного слова».

В 1935 году впервые появился в общедоступном французском издании «Дневник» Ренара, представляющий ценнейший документ, в котором отражена вся история жизни и творчества писателя. Эта книга, сама по себе имеющая огромную художественную ценность, приподнимает завесу над драмой Жюля Ренара. Тем изумительно ясным, ярким и простым языком, который с таким старанием вырабатывал Жюль Ренар, здесь рассказано о том, чего ожидал от искусства этот писатель и что он видел вокруг себя. Здесь прежде всего возникает конфликт между упадочной, жеманной литературой девяностых и девятисотых годов («конец века») и писателем-реалистом. Жюль Ренар дает убийственную оценку всем знаменитостям декадентской литературы. Он видит, что от произведений Бурже «несет парфюмерией», писания Барбе д'Оревильи он называет «высокомерной белибердой», о прославленном Ростане говорит, что он «упражняется в своей грусти, как гимнастическими гирями», он видит «поддельную пышность» Уайльда, и «глупость Барреса», и «полную бездарность» подобного ему французского черносотенца Дрюмона. Впечатление от вечера, где Ренар однажды встретился с «избранными» литераторами его времени, в частности с Роденбахом, он формулирует в одной фразе: «Почему я вышел оттуда с чувством омерзения?» С такою беспощадностью оценивал в те годы гнилое декадентское искусство только Ромен Роллан.

Жюль Ренар прекрасно видел, что уродливая литература, полная тусклых красот, соответствует не менее уродливой действительности.

«Мир испортил мне зрение, я становлюсь слепым!» — восклицает он.

С горечью видит Ренар, что правда, которой он требовал от искусства («у меня вкус к высокому, я люблю только правду»), по необходимости всегда превращалась в правду горькую и жестокую. «Реализм! Реализм! Дайте мне прекрасную действительность, и я буду работать, следуя ей». По эта жажда новой «прекрасной действительности» так и осталась неутоленной. Был лишь один просвет в мрачной жизни писателя, когда ему удалось вырваться на свежий воздух. Это были годы сближения Ренара с социалистическим движением, поразительные годы расцвета Ренара, но, к сожалению, он был уже слишком надломлен и не смог удержаться на этой высоте, достигнутой с таким трудом.

Жюль Ренар дает ряд поразительных определений, показывающих его отношение к долгу писателя: «Писать прокаленными словами», писать так, чтобы «тетива фразы была вся натянута», писать так, как Шекспир, у которого «не перестаешь видеть правду, мускулы и кровь правды», писать так «ясно, как Бомарше, и полнокровно, как Рабле». Вот какой жаждой искусства был охвачен этот художник. «Великими людьми действительности» называл он классиков и у них учился реалистическому изображению общества. Легко представить себе негодование, которое вызывала в нем буржуазная литература его времени — он клеймил ее как «литературу фокусников, лжегениев, развлекающихся предателей».

Жюль Ренар создал произведения, полные гнева и сарказма. Он обнажал все пороки буржуазного мира, и ему часто казалось, что он бессилен разрушить стены своей тюрьмы. Отчаянье то и дело проглядывает в словах Ренара.

«У меня болят мысли, я устал, точно обошел планеты...»

«Художнику нет выхода в мире литературы, в этом мире воров, где хапают все».

— мэром в небольшом местечке Шитри. Он с огромным вниманием присматривается к жизни крестьянства, создает ряд произведений, проникнутых сочувствием к народу. «До сих пор говорили о крестьянах тогда, когда хотели рассказывать комические истории. Хватит смеяться! Надо приглядеться к ним поближе, вникнуть в самую глубину их несчастной жизни; здесь смех неуместен!» Эту программу Жюль Ренар постарался осуществить в своих деревенских рассказах. «Здесь остается большая часть меня самого»,— пишет он, уезжая из деревни в Париж.

Жюль Ренар не ограничивается этим. Он сближается с Жоресом, становится социалистом, сотрудничает в «Юманите». С восторгом записывает он в своем дневнике 19 апреля 1904 года, что первый номер этой газеты продан в огромном количестве экземпляров.

«138000 читателей могли прочесть мою «Старуху».

С величайшим сочувствием приводит он в дневнике слова Жореса: «Пролетарий не забудет человечества, ибо он носит его в себе. Он не владеет ничем, кроме звания человека. С победой пролетариата звание человека восторжествует». И если раньше Ренар с некоторой завистью говорил о том, что «Золя — счастливый человек, он нашел смысл своего существования» (Ренар имел в виду деятельность Золя как демократа и социалиста), то теперь перед ним самим раскрывается новый и широкий путь. Ренар пишет много. Его замечательно ясное, простое «прокаленное» слово приобретает особую силу и целеустремленность. Разочарованный, ни на что не надеющийся скептик становится активным общественным деятелем. Это прекрасная пора в творчестве Ренара, пора больших надежд.

«Мечтать, мечтать самозабвенно и не показывать вида»,— записывает Ренар в своем дневнике.

«Она спала с меня, как кожа»,— говорит он, например, о религии. Надо отметить, что Ренар вел необычайно ожесточенную борьбу с клерикалами, за что и был прозван «пожирателем попов».

Писатель переживает пору великого обновления, сделавшись социалистом. Эта глава биографии Ренара представляет особый интерес в свете широкого движения среди современных писателей во Франции, становящихся борцами Народного фронта. Жюль Ренар, прошедший путь Золя и Франса, является предшественником передовых французских писателей нашего времени.

К сожалению, этот подъем Жюля Ренара оказался лишь отдельной главой его биографии. Жюль Ренар не сделался революционером. Он вернулся к своему отчаянию, к горькому своему одиночеству. Он не примирился с буржуазной действительностью, не изменил своим требованиям глубочайшей правды искусства, но он утратил веру в возможность изменить мир. Этот страшный кризис запечатлен в «Дневнике» душераздирающими признаниями. «Я не живу больше реальной жизнью. Я кажусь себе отражением человека в воде».

Полны мрака последние высказывания Ренара. Они перекликаются с теми словами, которые он записал в «Дневник» еще в 1896 году: «Вы ждете, что кто-нибудь поднимется, никто не поднимется. Так хорошо сидеть, а еще лучше лежать».

Это последнее разочарование Ренара продолжается до конца жизни его. Большой писатель погиб в тупике. До последнего часа своего он донес беспредельную ненависть к буржуазному миру. Эта ненависть, оплодотворившая все его произведения, великая и справедливая ненависть, подняла Ренара высоко над уровнем современной ему литературы и сделала его одним из выдающихся французских писателей.

1.

Начинается пора признания и для других французских писателей, затравленных и замолченных буржуазией, например, для Эжена Ле Руа2, автора «Оберокцов», тоже отщепенца буржуазного мира и социалиста.

1937


СУДЬБА ЖЮЛЯ РЕНАРА

Опубликовано в «Литературной газете», 1937, 15 августа.

—2. P., Bibliothèque de la Pléiade

1970—1971. Издательство Les Editeurs Français Réunis выпустило беллетризированную биографию Ренара: S. Zevоns. Monsieur Poil de Carotte. P., 1976.

2 Эжен Jle Pya (1836—1907) — французский писатель-демократ; в Советском Союзе получил известность его роман «Жаку Крокап» (М., изд-во «Детская литература», 1969).