Приглашаем посетить сайт

Анисимов И. И.: Стендаль.

Анисимов И. И.


СТЕНДАЛЬ

Анисимов И. И. Французская клссика со времён Рабле до Ромена Роллана.
Статьи, очерки, портреты. М., Худ. лит., 1977.
OSR niv.ru

Стендаль (Анри Бейль) был современником Байрона и Пушкина. Он был непримиримым врагом деспотизма, ненавидел угнетателей народа. Он чувствовал себя в меттерниховской Европе как в тюрьме. Его преследовали и травили, но он сохранил свое мужество до конца. Бальзак по праву назвал его «исключительной личностью своего времени».

Стендаль родился 23 января 1783 года в Гренобле. Детство его протекало в годы буржуазной революции. Вместе с армией Наполеона Стендаль побывал в Италии, Пруссии, России. Он был в Москве, на его глазах потерпела катастрофу французская армия. Он видел Березину. В его книгах часто всплывают воспоминания о России.

На Наполеона Стендаль возлагал большие политические надежды, но резко отвернулся от него, как только понял, что Наполеон был «разрушителем духа свободы во Франции». Стендаль не раз пишет о том, что он «ненавидел тиранию Наполеона, укравшего свободу у Франции». С одинаковым презрением относился Стендаль и к режиму реставрации, установившемуся после падения Наполеона, и к режиму июльской монархии Луи-Филиппа. «Рядом с именем Луи-Филиппа,— восклицает он,— история напишет лишь одно слово: величайший плут из всех королей». Стендаль с большой радостью встретил июльскую революцию: «Я был в восторге от июльских дней, я видел пули под колоннадой Французского театра...» Тем более горьким было его разочарование после того, как на шею народа сел новый монарх.

Италии — Сильвио Пеллико и другими. В Италии он страстно увлекся великим искусством Возрождения. Там же Стендаль сблизился с подпольщиками-карбонариями. Его преследовала полиция: ряд своих произведений он должен был опубликовать под вымышленными именами и отрицать свое авторство. Австрийская полиция видела в Стендале чрезвычайно опасного врага, преследовала его, следила за каждым его шагом.

Еще с детских лет Стендаль начинает впитывать в себя идеи французских просветителей. Он читает Руссо, изучает Гельвеция, Кондильяка. Еще мальчиком он знакомится с «Энциклопедией» Дидро. Взгляд Стендаля на общество, отношение его к искусству прямо связаны с идеями французских просветителей. Основное требование, которое Стендаль предъявляет к художнику,— это требование правды. Бесконечно ненавидит Стендаль то, что он называет «искусством лжи». Вот почему он так беспощаден к напыщенному и вычурному Шатобриану, который был кумиром литературы в годы реставрации. Стендаль требует от искусства величайшей простоты и вместе с том шекспировской глубины. Он ведет уничтожающую критику последышей классицизма, связывая это с борьбой за Шекспира, за его «трагическую и простую правдивость». С восхищением говорит он о том, что творчество Шекспира «подобно реке, которая заливает и сносит все».

«Искусство — это обещание счастья»,— говорит Стендаль. Бальзак называл его «мастером литературы идей» .1 Без мысли о благе и счастье человечества невозможно большое искусство. В превосходном очерке о творчестве Микеланджело Стендаль писал, что этот великий художник «был зеркалом природы». Таким бывает всегда подлинное искусство.

— творчество Гайдна, Моцарта и на колоссальном материале показывает, каким должно быть великое искусство. Главной особенностью этих суждений является то, что они неразрывно связаны с «Духом свободы», которым проникнута вся деятельность Стендаля. В книге «История живописи в Италии» много самых откровенных и резких выпадов против меттерниховского режима. Рафаэль и Леонардо нисколько не отвлекают его от политической злободневности, и недаром префект венской полиции в своих донесениях Меттерниху причисляет эту книгу к «революционным памфлетам».

Б своих замечательных романах «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен» Стендаль дал широчайшую картину современного ему общества. Он написал эту картину с той беспощадной правдивостью, которой он сам требовал от художника, и с той ненавистью к угнетателям народа, которая переполняла его.

В «Красном и черном» выступает герой, в котором воплощена вся та «жажда энергии», жажда большой жизни, которую Стендаль связывал с понятием подлинного человека. Герой этот — Жюльен Сорель — выходец из простого народа, ибо Стендаль был уверен, что только в этой среде возможны «большие страсти и героические чувства». В столкновении с враждебной средой Жюльен гибнет. Общество приготовило ему гильотину. Эта книга Стендаля исполнена гнева и ненависти к буржуазному обществу.

Если в «Красном и черном» Стендаль осудил и заклеймил общество годов реставрации, то в «Люсьене Левене» с таким же возмущением он разоблачает правящие классы времен июльской монархии. Он показал те приемы обмана народа, которыми пользовались французские банкиры, прикрывавшиеся, как ширмой, королем-буржуа Луи-Филиппом. В картине провинциальных выборов он осмеивает те лжедемократические уловки, к которым прибегали заправилы июльской монархии. По своей беспощадной силе эта глубоко правдивая книга не имеет себе равных во французской литературе.

Если к этим романам присоединить менее известную, но не менее яркую книгу «Записки туриста», мы получим полное представление о современной Стендалю Франции. В этих путевых записях некоего торгового агента возникает картина французской провинции со множеством остро подмеченных деталей.

«Рим, Неаполь и Флоренция», в «Прогулках по Риму», в романе «Пармская обитель» дана яркая и очень характерная картина Италии. В этой стране Стендаль много раз «испытывал чувство счастья». Он видел в ней возможность укрыться от того, что тяготило его на родине. Он изумительно описал природу Италии и ее великое старое искусство. Он нашел в Италии немало людей, которые смело и мужественно боролись против угнетателей народа. Стендаль никогда не забывал о том, что эта страна стонала под игом чужеземных и своих деспотов. В «Прогулках по Риму» среди описаний красот природы и архитектуры читатель постоянно наталкивается на жестокие сцены. Тюрьмы, в которых томятся карбонарии. Отвратительные щупальца австрийской, папской и всяких других полиций, которые душат все живое в стране... Стендаль показывает не только сумасбродствующих аристократов и банкиров, но и угнетенные низы. «Лицемерию и развращенности нравов» высшего общества он противопоставляет честную жизнь народа. Со свойственной ему иронией Стендаль отмечает, что «римские ремесленники так злы, что дают сдачи, если их бьют».

Этого писателя, «страстно желавшего счастья народу», писателя, непримиримого в своей ненависти ко всем врагам человечества, этого великого французского гуманиста, не только замалчивали, но и травили при жизни. Он до сих пор не занял того места, которое ему по праву принадлежит.

Стендаль умер в полном одиночестве 23 марта 1842 года. Незадолго до того он признавался, что хочет «умереть от разрыва сердца где-нибудь под забором». После смерти Стендаля французские газеты поместили о нем заметки в три строки.

был прав в своем предвидении. Понять и оценить Стендаля, использовать всю силу его мощного слова сумеет передовое и прогрессивное человечество, во главе которого идет наша великая социалистическая страна.

1937

Примечания.

"Этюд о Бейле", см.: Оноре Бальзак,. Собр. соч. в 15-ти томах, т. 15, М., Гослитиздат, 1955, с. 363.