Приглашаем посетить сайт

Анисимов И.: Франс и Стенлейн

Анисимов И.

ФРАНС И СТЕЙНЛЕН

Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. М., Худ. лит. , 1977
OСR niv.ru

«Кренкебиль» — одно из лучших созданий А. Франса.

В небольшой рассказ вложено огромное, жгучее содержание. В этом рассказе Франс стремился достигнуть предельно глубокой простоты, он стремился написать народный рассказ.

Дело Дрейфуса, взволновавшее всю Францию в конце 90-х годов и показавшее всю разнузданность реакции, вывело Франса из состояния созерцательной иронии. Вместе с Золя, вместе с передовыми мастерами французской культуры Франс вмешивается в политику; он защищает демократию, оказавшуюся под угрозой.

Замечательным документом этого нового периода жизни Франса является «Современная история», в которой показан господин Бержере — мирный профессор и книголюб, ставший политическим борцом. «Кренкебиль» следует за «Современной историей» и из нее вытекает. Рассказ напечатан впервые в 1901 году. В следующем году он выпущен в «Социалистической библиотеке» вместе с избранными речами Франса: дело Дрейфуса превратило великого французского писателя в превосходного политического оратора.

В 1902 году на могиле Золя Франс произносит свою знаменитую речь, которая воздаст должное писателю, «беспощадно бичевавшему праздное общество», писателю, который «выступал в борьбе с социальным злом всюду, где только встречал его».

Франс воздает должное великому сыну французского народа, который в мрачные дни дела Дрейфуса мужественно выступал с разоблачением «омерзительной банды озверелых реакционеров».

Эта речь Франса является превосходным выражением его взглядов в тот период, когда создавался «Кренкебиль».

Рассказ обнажает фальшь буржуазной демократии и бесчеловечность капитализма. Кренкебиль — простой человек из народа, темный, не разбирающийся в хитросплетениях буржуазной юстиции, попадает в колеса государственной машины, которая быстро размалывает его. Маленький рассказ Франса говорит больше, чем многие тома.

Первое издание «Кренкебиля», давно сделавшееся библиографической редкостью, было выпущено с 62 рисунками Стейнлена, замечательного французского рисовальщика. Художник-демократ Стейнлен хорошо знал народную жизнь, в его рисунках запечатлено горе бедных, вопиющий контраст веселого и сытого Парижа с Парижем голодных и униженных. Карандаш Стейнлена создавал картины, полные скорби и гнева. Франс хорошо сказал о своем друге Стейнлене: «Когда он изображает социальную несправедливость, эгоизм, алчность и жестокость, его карандаш, его кисть пылают, как страшное возмездие справедливости».

«Кренкебиль» был близок Стейнлену. Редко возникает такое удивительное совпадение литературного изображения и рисунка. В «сюите изумительных рисунков» к «Кренкебилю», дающих как бы самостоятельное, второе развитие темы, взятой Франсом, перед нами проходит вся история затравленного старика, весь фарс буржуазной юстиции, жертвой которой сделался несчастный Кренкебиль.

Самый образ простодушного старика Кренкебиля воспроизведен Стейнленом так, что уже нельзя себе представить его иным. Париж, улица Монмартр, по которой обычно возил свою тележку зеленщик, разнообразная, пестрая городская жизнь, скупо намеченная в рассказе Франса, в рисунках Стейнлена приобретает ощутимость. Спор Кренкебиля с полицейским № 64, Кренкебиль в «корзине для салата» и в тюремной камере, наконец, Кренкебиль на суде, который подавляет бедняка своим мишурным величием и кажется ему «видением из Апокалипсиса». В сценах суда, широко разработанных Стейнленом, превосходно показана устрашающая, нарочито театрализованная процедура суда, который заседает под изображением распятия (это в демократической республике!). Понимаешь, что в такой обстановке бедняга Кренкебиль должен был потеряться: ни в чем не повинный человек запутался здесь, как в сетях. Суд, бесчеловечный и бездушный, для которого полицейский является «как бы чистой идеей, как бы лучом, ниспосланным богом», быстро и беспрекословно решает судьбу Кренкебиля.

С превосходной иронией сделана целая серия («моментальных снимков», в которых Стейнлен запечатлел речь адвоката Лемерля — высокопарную, пустозвонную и полную презрения к тому человеку, которого он «защищает».

Замечательная четвертая глава рассказа, иллюстрированная несколькими рисунками, повествует о том, как после вынесения приговора в кулуарах суда беседуют три приятеля. Один из них, Жан Лермит, с ядовитым сарказмом обличает суд, на котором он только что присутствовал. Это—«машина для защиты интересов богатых», это — «машина, которая безошибочно направляет свой удар против бедных». Перед нами раскрывается философская и политическая оценка событий, изображенных в рассказе «Кренкебиль».

Весьма характерно, что на всех рисунках Стейнлена к этой главе мы видим и самого Анатоля Франса.

«запятнан». И госпожа Лор, и Куэнтро, и госпожа Байяр не хотят больше покупать сельдерей у человека, который сидел в тюрьме. Здесь выступает на сцену грязная и не менее бесчеловечная, чем суд, буржуазная мораль.

В рисунках Стейнлена выразительно показано, как изменились постоянные покупательницы Кренкебиля, узнав, что старик сидел в тюрьме: как вытянулось лицо у одной ханжи, как заносчиво отворачивается от него другая. Госпожа Лор, которую вышедший из себя Кренкебиль справедливо обозвал потаскухой, особенно удалась Стейнлену.

Рассказ Франса и сюита рисунков Стейнлена заканчиваются мрачными, черными, безнадежными изображениями. Ни в чем не повинный, честный, добрый старик, трудом зарабатывавший хлеб, опускается на дно. Уже ничто в жизни не спасет его. Этот холодный, полный ужаса мрак изумительно передан заключительными иллюстрациями Стейнлена.

Художник дает в своей сюите три символических рисунка. Один из них изображает бюст республики, у которой нет глаз, тяжелые тома законов, сломанные весы Фемиды и распятие. Это — символ, лжи, которая не брезгует ничем.

Рисунок, которым открывается книга, изображает Кренкебиля, несущего тяжкий крест. Кренкебиль упал, над ним издеваются, а в небесах среди сонма жандармов — суд в традиционных колпаках и мантиях.

на землю несчастного Кренкебиля: строй этот калечит и унижает людей. В этом заключается грандиозный пафос рассказа, который Франс написал с мудрой простотой.

Замечательное содружество писателя и рисовальщика создали книгу, популярную в лучшем смысле этого слова. Эта книга раскрывает людям глаза, срывает маску с фальшивой демократии.

1941

Печаталось как предисловие в кн.: А. Франс. Кренкебиль. М., Гослитиздат, 1941. Изучение и популяризация наследия А. Франса были начаты автором в 20-е годы: «Анатоль Франс» (журн. «Книгоноша», 1924, 29 октября, № 41); продолжены им в 30—40-е годы в статьях: «Анатоль Франс» («Известия», 1934, 12 октября); «В саду Эпикура» (предисловие к кн.: Франс А. Съестная лавка королевы «Гусипые лапки». М., Гослитиздат, 1938); «Благородный сын французского парода» («Правда», 1939, 13 октября); «Ранняя проза Франса» («Интернациональная литература», 1940, № 11—12). Итоговый очерк «Анатоль Франс» вошел в кн.: И. Анисимов. Мастера культуры.

Теофилъ-Александр Стейнлен (1859—1923) — художник-демократ, выдающийся французский график, в эпоху революции 1905 года в России вместе с А. Франсом входил в президиум демократического «Общества друзей русского народа». «Рисунки улицы и жизни,— сказал М. Горький о Стейнлене,— дали мне много красивой печали и гневного смеха» (М. Горьки й. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 23, с. 387).