Приглашаем посетить сайт

Анисимов И. И.: Беспощадное слово правды ( К 100-летию со дня рождения Ги де Мопассана).

Анисимов И. И.

БЕСПОЩАДНОЕ СЛОВО ПРАВДЫ
(К 100-летию со дня рождения Ги де Мопассана)


Статьи, очерки, портреты. М., Худ. лит., 1977.
OSR niv.ru

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения выдающегося французского писателя Ги де Мопассана.

После разгрома Парижской коммуны, которая была первым ударом по капитализму, во Франции устанавливается так называемая Третья республика, «республика без республиканцев»,— под ее флагом происходит «перерастание старого «свободного» капитализма в империализм». Безраздельная власть финансовой олигархии, наглые колониальные захваты, господство реакции являются характернейшими чертами этого времени. В этот «период начавшегося упадка капитализма» и выступает Мопассан, отчетливо различающий зияющие трещины на пышном фасаде капитализма.

— свидетель нарастающего разложения капиталистического общества.

Роман «Милый друг» (1885)—ключ ко всему его творчеству. Изображая господствующую верхушку Третьей республики, Мопассан показывает продажных министров, растленную печать, обманывающую народ, преступников и авантюристов, задающих тон в политике, и, наконец, самого господина Вальтера, миллионера, настоящего заправилу в стране. Как типичного «героя» этого времени Мопассан выводит проходимца Дюруа, начавшего свою карьеру с того, что он «грабил арабов», и уверенно пробирающегося к командным высотам империалистической франции. Это — циник и негодяй, не разбирающийся в средствах. Но именно это и помогает ему достигнуть своих преступных целей. Мопассан возмущенно описывает нравы империалистической Франции и с сарказмом ставит знак равенства между генералами и сутенерами, послами и мошенниками крупного полета, епископами и шулерами...

Обращаясь к суждениям Мопассана, которые можно найти в его публицистике и письмах, мы убеждаемся, что писатель был сознательным и решительным противником мира вальтеров и дюруа. «Банда политических проходимцев», «вертеп финансовых мародеров», «фабрики мошенничества», как он называл продажные газеты, «предательские махинации этих прощелыг» — вызывали его яростное негодование. Имея в виду заправил Третьей республики, он с возмущением пишет об «идиотской колеснице политики» этих презренных авантюристов. «Принижая нашу великую страну, чтобы сделать ее под стать своим убогим идеям и взглядам, они кончат тем, что погубят ее».

С огромной убедительностью показал в своих лучших произведениях писатель-патриот, горячо любивший свою родину, что капиталистический мир охвачен гниением и что этот мир глубоко враждебен человеку и культуре.

Роман «Жизнь», где описано разложение помещичьей семьи, убедительно свидетельствует, что представляют собой паразитические господствующие классы.

«Живя в грязном аду, так искусно, так образцово устроенном командующими классами Европы», он «изумительно зорко видел и чувствовал все дурное» 1. Так писал в свое время Горький об Анатоле Франсе, и эти слова вполне могут быть отнесены к Мопассану. Он представил в своих произведениях «грязный ад» начинающегося империализма с исключительной силой, правдивостью и проникновением, выступив как грозный разоблачитель.

Мопассан внимательно всматривается в жизнь простых людей, весьма смущая и возмущая этим реакционную критику. Бедные чиновники, жизнь которых автор особенно хорошо знал по своей службе в министерствах, рыбаки побережья Нормандии, крестьяне — вот постоянные герои рассказов Мопассана. Он всегда изображает чиновников как «придавленных жизнью людей, кое-как прозябающих», и всегда видит их «желтые лица» и «сгорбленные спины». Изображая французскую деревню, он выделяет черты дикости, невежественности, темноты и отсталости, всячески поддерживаемые капиталистическим строем. Поистине страшна нарисованная Мопассаном картина деревенской жизни, но, не останавливаясь на этом, он описывает во многих рассказах самое «дно» — бродяг, нищих, проституток. Эти обездоленные, выброшенные за борт люди привлекают самое искреннее и самое участливое внимание Мопассана. Как правило, он доискивается причин, которые довели его героев до подобного жалкого состояния, и постоянно приходит к заключению, что прекрасные по своим задаткам люди оказались исковерканными, опозоренными, обреченными на нищету и лишения.

Реакционная критика единодушно «упрекает» Мопассана в том, что он рассказывает свои страшные истории для забавы, в поисках необыкновенных сюжетов, что он якобы не любит людей и относится к ним с презрением. Эта клевета, имеющая целью уменьшить разоблачительное значение правдивых рассказов Мопассана, не имеет под собой никакой почвы. О том, что творчество Мопассана проникнуто тревогой и болью за искромсанных капитализмом людей, что оно насквозь гуманистично, свидетельствуют все его лучшие произведения. Писатель не был коллекционером уродств и преступлений, он описывал их, чтобы сказать всю правду, и он был переполнен возмущением против общества, коверкающего человека. Внешне он не обнаруживает своего отношения к изображаемым явлениям, но, как справедливо отмечает Анатоль Франс, он всегда «удручен глубокой жалостью и втайне оплакивает все те горести, которые преподносит нам с великолепным хладнокровием» 2.

И если где-нибудь и находит Мопассан подлинную душевную красоту и подлинное человеческое достоинство, то в простых людях, в среде обездоленных. В ряде произведений, рисующих оккупацию его родины пруссаками в 1870 году, Мопассан выводит мужественных людей из народа, мстителей за поруганную Францию. Таковы «папаша Милон» из одноименного рассказа, девица из рассказа «Мадемуазель Фифи». В произведениях Мопассана главное место занимает разоблачение гниющего капитализма, но всегда, когда робкий луч света проникает в это темное царство, это — жизнь и поступки простых людей, к которым писатель относился с вниманием, выделявшим его из современной ему французской литературы.

ее политиков «грубыми и озверевшими захватчиками» и «варварами».

Мопассан неоднократно высказывается в своих произведениях против войны и агрессии, обвиняя реакционные правительства, разжигающие агрессивную войну, в тягчайшем преступлении, за которое они должны понести кару. Как будто сегодня сказаны его слова: «Раз правительства таким образом присваивают себе право предавать смерти свои народы, нет ничего удивительного, если и народы иной раз воспользуются правом предать смерти свои правительства. Они защищаются. Они правы... Почему бы не судить правительства после объявления каждой войны? Если бы народы это поняли, если бы они сами свершили суд над правящими убийцами, если бы они отказались идти на бессмысленную бойню, если бы они обратили свое оружие против тех, кто им дал его для убийства, то с этого дня война была бы мертва».

Слабостью Мопассана была его оторванность от народа. Он был одинок, и тема горькой изолированности не случайно занимает такое важное место в его произведениях. Он не чувствовал под собой твердой почвы и был крайне мрачно, безнадежно настроен относительно будущего. Он был смел и настойчив в разоблачении капиталистического «ада», но выхода он не видел. Его творчество не развивается по непрерывно восходящей линии, а вступает постепенно в полосу очень тяжелого кризиса. Появляется в нем тяготение к «психологизму», входившему в моду и отвлекавшему автора «Милого друга» от тех социальных разоблачений, которыми значительны ого лучшие произведения. Все чаще отчаяние охватывает Мопассана, и меркнет его прекрасный юмор. В конце концов, никем не поддержанный, выдающийся французский писатель погибает в сумасшедшем доме, а буржуазная критика спешит утопить его замечательное, ценнейшее наследство в бесконечных циничнейших смакованиях трагического «конца Мопассана», стараясь таким образом отвести удар, который он нанес капитализму своими правдивыми и незабываемыми произведениями.

Реакционная критика постаралась фальсифицировать его и замазать остроту социальных разоблачений, содержащихся в ого произведениях. Его выдают то за человеконенавистника, то за порнографа. Так нынешние вальтеры и дюруа мстят писателю за ту правду, которую он имел мужество сказать.

В годы, когда Франция была оккупирована гитлеровцами, нашлись негодяи, которые вздумали издеваться над памятью писателя, чтобы подмазаться к захватчикам. Подпольная газета «Леттр франсез» от имени передовой французской мысли и от имени народа дала достойный отпор потомкам господина Дюруа.

честь и достоинство Франции. Они не постесняются и сегодня осквернить память Мопассана.

Но передовая Франция, борющаяся за мир и свободу, возьмет его под защиту, она никогда не забудет того урока ненависти к империализму и реакции, который дают произведения Ги де Мопассана.

1950

1. М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 24, с. 251.

2. В настоящем издании эта цитата дается по тексту кн.: Анатоль Франс. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 8, М., Гослитиздат, 1960, с. 19.