Приглашаем посетить сайт

Анисимов И.: Бальзак.

И Анисимов.

БАЛЬЗАК
(К 150-летию со дня рождения)

И. Анисимов. Французская класика со времен Рабле до Ромена Роллана.

М., ХЛ, 1977. OCR niv.ru

Произведения Бальзака имеют широкое распространение в Советской стране. Можно сказать, что Бальзак — наиболее читаемый у нас западноевропейский классик. Это всенародное признание он заслужил великой и беспощадной правдивостью своего творчества.

В огромном цикле произведений, объединенных под общим названием «Человеческая комедия», Бальзак дал нам, по известному определению Энгельса, «самую замечательную реалистическую историю французского «общества»... описывая в виде хроники... год за годом», нравы «с 1816 по 1848 г.»1.

Бальзак хотел дать широкую и всеобъемлющую картину действительности, представив «общество целиком», его зарождение и развитие. Он показал нам французское буржуазное общество «в фас и в профиль, в темноте и при свете». Убежденный, что «литература есть выражение общества», Бальзак стремился «проникать в суть вещей» и вскрыть самое характерное, значительное в окружающей его действительности.

Вооруженный разносторонними познаниями, Бальзак стал подлинным исследователем социальной действительности, не чуждающимся материалистических выводов. На страницах «Человеческой комедии» поднимается множество проблем. Две тысячи персонажей, выведенных Баль заком, олицетворяют самые разнообразные характеры, являются представителями самых различных слоев общества, и над всем этим господствует денежный мешок, ставший владыкою Франции.

Бальзак показал нам с «дантовской грандиозностью» установившееся господство буржуазии, которая, как сказано в Манифесте Коммунистической партии, «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она» все высокие человеческие стремления и «превратила личное достоинство человека в меновую стоимость...» 2. G величайшей беспощадностью писатель разоблачал общество, где «все священное оскверняется».

Бальзак любил называть себя «зеркалом, отражающим природу». Он стремился к полной и возможно более глубокой правде. И те картины французского буржуазного общества, которые Бальзак дал в «Человеческой комедии» на основе его кропотливейшего изучения, отличаются глубокой правдивостью.

Писатель показывает, как господство буржуазии приводит к невиданному падению нравов, всеобщей продажности. С горечью говорит он, что не хватает только особой биржи идей,— «ведь уже теперь мысли котируются, собираются, ввозятся, продаются, оплачиваются и приносят прибыль». Самый чудовищный эгоизм определяет поведение людей, исчезают из обихода порядочность, дружба, доверие. В этом обесчеловеченном, обезображенном мире, где все продается и покупается, нет подлинных чувств, нет высоких стремлений, нет идеалов.

— «Утраченные иллюзии» — посвящен судьбам литературы и искусства, превращенных в буржуазном обществе в товар. Бальзак ведет нас в театры, в редакции газет, к писателям и художникам, подчинившимся растлевающей власти золота. Он показывает, как в капиталистическом обществе таланты, приобретая пошлость и циническую лживость, погибают. Это — отвратительный, грязный мирок, где проституирование мысли и таланта является общеобязательным. В «Утраченных иллюзиях» Бальзак показал, как буржуазное общество не только развращает писателей и художников, но и превращает газеты, литературу, театр в отраву для общества. Весь роман написан как гневный памфлет против растленной буржуазной мысли, растлен ного буржуазного искусства. Итак, в какую бы область Бальзак ни направил свой взор, всюду он видит губительное действие капитализма. Он приходит к выводу, что «нынешняя эпоха» до крайности бедна «прямолинейными людьми, людьми высокой воли, которые никогда не сгибаются перед злом», и что, напротив, эта эпоха «разнузданной морали» во множестве порождает человеческие ничтожества. Об этом измельчании характеров Бальзак упоминает многократно, подчеркивая, что «благородный тип встречается только в народе». Он часто сравнивает буржуазное общество с «Дантовым адом» и говорит о том, что «многие умирают, убитые современной социальной системой».

Недаром исследователи Бальзака отмечают нарастание гнева в произведениях художника, «сочащихся правдой».

Бальзак сознавался, что он вынужден заниматься описанием «великой социальной болезни». С огромной убедительностью, с неотвратимой ясностью он показывает, делает ощутимым и наглядным, что капитализм — враг человека, враг красоты, враг жизни.

Созданные им образы сам писатель нередко называл чудовищными. И он это делал с полным основанием. Многие персонажи его книг, будучи типичными представителями капиталистического мира, воплощали в себе отрицательные черты этого мира. «Человеческая комедия» — единственное в своем роде произведение, в котором с такой всеобъемлющей энциклопедичностыо, с таким глубочайшим проникновением представлено буржуазное общество. Обвинительный приговор этому обществу, вынесенный Бальзаком, является всесторонне мотивированным, тщательно подготовленным, уничтожающим приговором.

Историческое значение огромного труда Бальзака непреложно, и столетие, отделяющее нас от времени создания «Человеческой комедии», никак не отразилось на свежести ее красок и четкости ее выводов.

«высшее общество», на стороне которого были его симпатии. Как говорил Энгельс, сатира Бальзака «никогда не была более острой, его ирония более горькой, чем тогда, когда он заставлял действовать именно тех мужчин и женщин, которым он больше всего симпатизировал,— дворян» 3.

часто он с глубокой тревогой говорил о положении «людей пота и воли, труда и терпения». Можно сказать, что Бальзак никогда не забывал о существовании народа, который «загрубелыми руками выделывает и золотит фарфор, шьет фраки и дамские платья, производит изделия из железа и дерева, филигранит сталь, придает прочность пеньке и хлопку, полирует бронзу, гранит, хрусталь, делает искусственные цветы, вышивает шерстью, объезжает лошадей, плетет сбрую и позументы, гравирует на меди, красит кареты, подстригает старые вязы, выпаривает хлопок, выдувает стекло, обрабатывает алмазы, полирует металлы, превращает в тончайшие лепестки мрамор, облагораживает булыжник, придает изящную форму мыслям, все расцвечивает, отбеливает»4.

В последние годы своей жизни, отмечая многочисленные преступления государства по отношению к трудящимся, Бальзак писал, что «наказанием подобному государству является черное знамя лионских рабочих, на котором были написаны угрожающие слова, являющиеся скорее приговором, чем обвинением: работа или смерть!»

Как известно, в ряде своих произведений, и особенно подробно в «Утраченных иллюзиях», Бальзак описал группу «одиноких мыслителей», резко отрицательно относящихся к буржуазному обществу, непримиримых противников господства буржуазии, среди которых и «республиканец огромного размаха» Мишель Кретьен. Именно в их уста Бальзак вкладывал самые сокровенные свои мысли.

В отзыве о «Человеческой комедии» Энгельс особо отмечал эту сторону творчества Бальзака. «Единственные люди, о которых он всегда говорит с нескрываемым восхищением, это его самые ярые политические противники, республиканцы — герои монастыря Сен-Мерри, люди, которые в то время (1830—1836) действительно были представителями народных масс. В том, что Бальзак таким образом вынужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, в том, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и в том, что он видел настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти,— в этом я вижу одну из величайших побед реализма и одну из величайших черт старого Бальзака» 5.

«Человеческой комедии» показаны, хотя и бегло, представители самых прогрессивных сил Франции того времени. Это делает еще более глубокой и последовательной критику буржуазного общества, которую Бальзак вел с такой мощью, несмотря на свои легитимистско-католические взгляды, мешавшие ему видеть все в правильном освещении и занять последовательную позицию. «Человеческая комедия» содержит великое разоблачение капиталистического мира, о котором Бальзак говорит с возмущением: «мрак варварства».

Буржуазное общество защищалось от Бальзака прежде всего при помощи клеветы. Было создано множество легенд, призванных парализовать силу бальзаковских разоблачений. Его обвиняли в безнравственности, непристойности, преувеличениях. Это началось еще при жизни писателя и продолжается по сей день. Но образам, созданным Бальзаком, присуща такая точность, такая полнота и характерность, что объявить их лживыми никак нельзя, равно как нельзя упрекнуть в безнравственности художника, который с таким возмущением и с такой болью за человека написал свои полные правды произведения.

Еще в 60-х годах один исследователь 6 заявил: «Бальзак навлек на господствующие классы презрение и ненависть низших классов при помощи пессимистических картин, в которых пороки и неполадки, являющиеся исключениями в высших классах, он представил как нечто нормальное и всеобщее». Вплоть до нашего времени буржуазная критика жует этот старый «тезис», всячески пытаясь смягчить, преуменьшить силу и точность ударов, нанесенных буржуазному обществу Бальзаком.

Одним из средств, при помощи которого реакционная критика пыталась обезвредить Бальзака, было также отрицание его самобытности. Великого французского писателя обвиняли в том, что он испытывал самые разнообразные и самые невероятные влияния. Бальзак всегда ядовито издевался над современными ему французскими космополитами, которые швыряют «друг в друга иностранными литературами, чтобы задушить свою собственную». Его самого пытались задушить этим испытанным способом.

«Человеческой комедии» в один ряд с такими посредственностями, как Поль де Кок. Уже в день пятидесятилетия со дня смерти Бальзака на его родине широко обсуждался вопрос: «Осталось ли что-либо от Бальзака?» Его стремились поскорее забыть. Во Франции буржуазная критика произведений Бальзака, как правило, проникнута глубоким недоверием к писателю, и даже когда ему расточаются похвалы, мы чувствуем лицемерие этих похвал, стремление унизить автора «Человеческой комедии».

Не удивительно, что Бальзак чувствовал себя «в пустыне Парижа», как он любил выражаться, неуверенно и бесприютно. К концу своей жизни он приходит к убеждению, что Франция его отвергла, что он ей не нужен. Еще в 1841 году Бальзак делает горькое признание, что он сомневается «в возможности жить во Франции и среди отчаянных битв, пожирающих» его жизнь. Уже тогда в нем зрела мысль — отказаться от Франции. Он задыхался в том самом обществе, которое с такой превосходной убедительностью отразил в своих произведениях.

Как известно, Бальзак имел намерение поселиться в России, но николаевская Россия отнеслась к нему подозрительно и отвергла его.

Столетие прошло со времени создания «Человеческой комедии». Империализм довел до предела все те явления деградации, разложения и человеконенавистничества, которые гениально были вскрыты Бальзаком в буржуазном обществе. Деятели современной империалистической реакции являются прямыми потомками тех растленных циников, которых с таким презрением описывал в своих романах Бальзак.

В стране социализма Бальзак стал любимым писателем. Нигде так полно и всесторонне не изучается его творчество, как у нас. Произведения Бальзака читаются в самых отдаленных уголках Советской страны, заново переиздаются, и вопрос о том, «скоро ли кончится Бальзак», для советских людей — это вопрос сумасшедшего.

Можно без преувеличения сказать, что в пашей стране Бальзак впервые говорит во весь голос.

1949

Примечания.

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 37, с. 36.

2. Там же, т. 4, с. 426.

4. В настоящем издании эта цитата воспроизводится по книге: Оноре Бальзак. Собр. соч. в 15-ти томах,

5. К. Маркс и Ф. Энгельс. т. 37, с. 37.

6. Речь идет об А. Нетмане и его книге "Современный роман" (A. Nettman. Le roman contemporain. P., 1864).