Приглашаем посетить сайт

Волохонская М. В.: Эпистолярный жанр в творчестве Д. Остен : роман "Леди Сьюзен".

М. В. Волохонская

Санкт-Петербургский государственный университет

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ОСТЕН: РОМАН «ЛЕДИ СЬЮЗЕН»

XXXV Международная филологическая конференция, 2006 г.
на Филологическом факультете Санкт-Петербургского
государственного университета
http://conf.phil.spbu.ru/Archives/book/2005/foreign_lit/

Роман «Леди Сьюзен», написанный Джейн Остен в 1871 году, был переведен на русский язык только в 2002 году.

Эпистолярный роман Остен был написан под влиянием Самуила Ричардсона (1689–1761), в своих произведениях уделявшего большое внимание душевным переживаниям героя. «Леди Сьюзен» можно назвать своеобразной пародией на его роман «Кларисса», Остен заимствует у своего предшественника некоторые сюжетные линии и образы.

Новаторство писательницы состоит в том, что в отличие от многотомных произведений Ричардсона и других ее современников, обращавшихся к эпистолярному жанру, «Леди Сьюзен» насчитывает не более ста пятидесяти страниц. Сокращенный эпистолярный формат позволяет писательнице сосредоточить все свое внимание на главной героине – Леди Сьюзен, коварной интриганке, которой доставляет удовольствие подчинять людей своей воле, манипулировать ими.

ей положительные герои (открытая Фредерика, добропорядочная миссис Вернон, рассудительный Реджинальд) представляются нам скучными, пресными. В этом смысле роман особняком стоит в ряду остальных произведений Остен, в которых героев, наделенных интеллектом, также отличает высокая нравственность («Чувство и Чувствительность», «Гордость и Предубеждение», «Мэнсфилд Парк»).

«Леди Сьюзен» многое роднит с известным романом французского автора Шодерло де Лакло «Опасные Связи», вышедшем в свет в 1782 году. Как и произведение Остен, роман имеет эпистолярную форму, являясь дальнейшим развитием повествовательных приемов Ричардсона и Руссо. Беспринципные герои обоих романов причисляют себя к особой касте, на членов которой не распространяются общепринятые моральные законы. Цель этой касты – вести войну против людей, к ней не принадлежащих. Леди Сьюзен и герои Лакло – Вальмон и маркиза де Мертей – стремятся психологически подавлять, властвовать над жертвой, доминировать.

Джейн Остен в дальнейшем не возвращалась к эпистолярной форме повествования.