Приглашаем посетить сайт

Вахрушев В. С.: Художественный репортаж Теккерея о революции 1848 года.

В. С. Вахрушев (Балашов)

ХУДОЖЕСТЕННЫЙ РЕПОРТАЖ ТЕККЕРЕЯ О РЕВОЛЮЦИИ 1848 ГОДА

Художественно-документальные жанры. (Вопросы теории и истории). Тезисы докладов на межвузовской научной конференции. Май 1970 г. - Иваново, 1970. - С. 166-177.
http://www.psujourn.narod.ru/lib/rep_thack.htm

1. Теккерей-публицист оценен у нас недостаточно. Писатель работал одновременно в больших и "малых" жанрах, и эту синхронность следовало бы соблюдать в собрании его сочинений, поскольку обе линии его творчества взаимно дополняют друг друга. В романах он по преимуществу изображает прошлое (XVII век и начало XIX), обходит вопросы рабочего движения, революционной борьбы. Зато в своих газетных статьях, рецензиях, журнальных очерках он уделяет много места Великой французской буржуазной революции, "славному июлю" 1850 года, чартизму, ирландскому освободительному движению, событиям 1848-184° годов и т. д. Публицистика Теккерея - это не только хроника политической жизни Западной Европы 30-х-40-х годов XIX века, во, и политический комментарий к его романам, а также лаборатория, в которой создавались наброски крупных художественных образов, эскизы романных сцен, оттачивалось мастерство писателя.

2. Границы между большими полотнами Теккерея и его журналистикой то едва заметны, то резко очерчиваются. Наиболее ощутимая разница - помимо жанровой специфики - в степени внимания a политическим проблемам. В "Ярмарке тщеславия" и "Пенденнисе", печатавшимся в 1848 году, нет прямых отзвуков революции, острая социальная критика в авторских отступлениях и переводится чаще всего в моральный и философский аспект. Гораздо острее вопросы классовой борьбы ставятся художником в его газетных репортажах и журнальных очерках и фельетонах этого года.

Такое "разделение труда" между романистом и публицистом вызвано противоречиями мировоззрения писателя, история человечества для него - трагикомический гротеск, в котором социальные процессы, политика (легко схватываемые журнальными жанрами) подчиняются метафизическому циклу "суеты сует" (с этой концепцией связан и заголовок "Ярмарки тщеславия").

"Шум в клубе", 14 марта), писатель скоро освобождается от этих иллюзий. Он не щадит Луи Филиппа, Гизо, Тьера, Ледрю-Роллена, принца Альберта, английских тори и либералов, напуганных чартизмом и социализмом. Но им осуждаются и чартисты (особенно их вожаки О'Коннор, Эрнест Джоне, О'Брайен), и борцы за свободу Ирландии. Опасения, вызванные июньским восстанием парижского пролетариата, заставили Теккерея после "Ярмарки тщеславия" взяться за менее значительного "Пенденниса".

"Морнинг Кроникл": "Собрание на Кеннингтон Коммонз", 14 марта; ''Собрание чартистов", 15 марта). Значительно сильнее он там, где факта служат толчком для "игры фантазии", дающей событиям нудное автору истолкование. Этой целью служат прежде всего комические и сатирические "малые" жанры о "карнавальной" стихией: иронический репортаж, соединенный с хвалебным словом ("Шум в клубе"), шутливое описание города ("Окольная прогулка"), пародийное "обращение к читателям" или "письмо в газету" от лица отрицательного персонажа ("Ирландский жемчуг", "М-р Сноб против м-ра Смита"), комическая "застольная беседа" ("Послеобеденный разговор"), сатирическая баллада в виде "рождественской пасни". ("Три певца").

5. Все эти жанры являются художественно-документальными, но хроника событий 1848 года и образы авторской фантазии соединяются в них гротескными связями. Получается своего рода "комическая история" некоторых аспектов буржуазно-демократической революции. В соответствии со своим пониманием истории » Теккерей-публицист дал истолкование одного из её этапов. Многие элементы этой мозаики и сейчас не утратили значения как сами по себе, так и для понимания романов писателя.