Приглашаем посетить сайт

Суинберн Эльджернон Чарльз. Литературная энциклопедия.

Суинберн Эльджернон Чарльз.

Литературная энциклопедия.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/

—1909] — английский поэт. Род. в семье адмирала. В 1848 был отдан в Итонский колледж. Окончив Оксфордский университет, С. провел несколько лет в Италии. По возвращении в Лондон сблизился с вождем прерафаэлитов У. М. Россети (см.). С. обладал большой эрудицией в области истории лит-ры и в совершенстве владел греческим, латынью, французским и итальянским языками.

Первые произведения С.: две драмы — «Королева-мать» (The Queen-Mother) и «Розамунда» (Rosamond, Two plays), опубликованные в 1860, прошли совершенно незамеченными. Изданная в 1865 трагедия в античной манере «Аталанта в Калидоне» (Atalanta in Calydon) привлекла внимание критиков, а вышедшие в 1866 «Поэмы и баллады» (Poems and Ballads) принесли автору скандальную известность: респектабельная буржуазная публика была шокирована откровенностью эротических мотивов. С. в этот период декларирует свою близость к прерафаэлитам. В 1871 выходит сборник гражданской поэзии С.: «Песни перед восходом солнца» (Songs before Sunrise). За этим следует целый ряд сборников: «Песни двух наций» (Songs of Two Nations, 1875), вторая [1875] и третья [1889] серии «Поэм и баллад», «Песни прилива» (Songs of the Springtides, 1880), поэма — «Тристрам из Лионнэ» (Tristram of Lyonesse, 1882). В то же время С. продолжает работу в области стихотворной драмы. Особое место среди драматических произведений С. занимает трилогия, посвященная Марии Стюарт: «Шастеляр» (Chastelard, 1865), «Босуэлл» (Bothwell, 1874), «Мэри Стюарт» (Mary Stuart, 1881). С. является автором ряда историко-литературных исследований (о Шекспире, Гюго и др.) и сборников критических статей.

С. продолжал традиции революционных романтиков: Байрона, Лэндора. Обращение к прошлому носит у С. характер неприятия, отрицания современной ему действительности буржуазной, викторианской Англии. Отсюда другие мотивы С.: его свободолюбие, выразившееся в восхвалении национально-освободительной борьбы в Италии, в прославлении республиканизма, в пренебрежении к устоям буржуазной морали и т. д. Однако как в критике, так и в утверждении положительных социальных взглядов С. не шел, по существу, дальше мелкобуржуазного радикализма; в последние годы жизни С. стал петь гимны британскому империализму, прославляя англо-бурскую войну.

Изображение отдаленного прошлого занимает главное место в творчестве С. Он любил браться за исторические темы, разрабатывавшиеся до него, стремясь, с одной стороны, к большей исторической точности, а с другой — к более углубленной психологической мотивировке. Это особенно проявилось в «Марино Фалиеро» (драме, к-рую в этом смысле нужно сравнить с одноименной трагедией Байрона) и в трилогии о Марии Стюарт, снимающей всякий налет идеализации с шотландской королевы и в этом отношении сравнимой с «Марией Стюарт» Шиллера. Вообще в целом ряде произведений С. противопоставляет себя консервативным поэтам викторианской Англии отличной от них трактовкой одних и тех же тем. В этом плане изображение античности, средневековья и отдельных эпизодов из истории Англии у С., в отличие от Теннисона и Броунинга, характеризуется подчеркнутой страстностью (в противоположность идиллическому тону обоих других поэтов), враждебностью ко всяким проявлениям пуританского духа и т. п.

Хотя С. и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления. Будучи связан, с одной стороны, с традициями революционного романтизма, он, с другой стороны, тяготеет к французской поэзии. Здесь его первой любовью был Виктор Гюго, перед поэзией к-рого он преклонялся.

«музыкальным» из всех английских поэтов второй половины XIX века. С. является одним из предшественников модернистского эстетизма в английской литературе (О. Уайльд и др.).

—1928 [в т. XIX — биография, составл. E. Gosse, в XX — Bibliography of the writings in prose and verse of A. C. Swinburne, by Th. J. Wisel; Кашкин И., Три английских поэта, «Знамя», 1937, № 3. Антология новой английской поэзии, вступит. статья и комментарии М. Гутнера, гос. изд. «Худ. литература», Л., 1937 [на стр. 133—148 переводы неск. произв. Суинберна].

II. Thomas E., A. C. Swinburne, L., 1912; Drinkwater J., Swinburne, L., 1913; Reul P., de, L’oeuvre de Swinburne, Bruxelles, 1922; Watts-Dunton C., The Home life of Swinburne, L., 1922; Löhrer A., Swinburne als Kritiker der Literatur, Diss., Zürich, Weida in Thür., 1925; Nicolson H. G., Swinburne (Englishmen of letters), L., 1926; Welby T. E., A study of Swinburne, L., 1926; Его же, Swinburne: a literary biography, L., 1932; Chew S. C., Swinburne, Boston, 1929; Lafourcade G., La jeunesse de Swinburne (1837—1867), 2 vls., Strassbourg, 1929; Rutland W. R., Swinburne, A nineteenth century Hellene, Oxford, 1931; Hyder C. K., Swinburne’s literary career and fame, Durham, North Carolina, 1933 [дана лит-ра]; Бердетт О., Новая трагедия Суинберна, «Весы», 1908, № 6; Васильев Н., Поэзия Свинберна, «Вестник Европы», 1909, № 8.; Его же, Свинберн, в сб.: Творчество, Казань, 1909 [статья и переводы]; Алексеев М., Сибирская ссылка и английский поэт, «Сибирские огни», 1928, № 4.