Приглашаем посетить сайт

Сомова Е. В.: Мотив комедии масок в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".

Е. В. Сомова


МОТИВ КОМЕДИИ МАСОК В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ ПИКВИКСКОГО КЛУБА

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

Увлечение Ч. Диккенса популярным жанром пантомимы, которая на английской сцене конца XVIII - первой половины XIX века представляла собой трансформацию итальянской Commedia dell'arte, оказало влияние на сюжет и способы создания персонажей в творчестве писателя. В импровизированных представлениях Commedia dell'arte интерес заключается не в углубленном раскрытии характеров, а в забавности тех положений, взаимоотношений и коллизий, в которые попадают персонажи-маски. В романах Ч. Диккенса многие герои соотносятся с традиционными масками: Панталоне - Артур Грайд, Пексниф; Dandy Lover (герой-любовник) - Мальбери Хоук, Каркер; Арлекин - Лэмл, Квилп, Ньюмен Ноггс, Джингль; Капитан - Риго-Бландуа.

где успех зависит от умения играть. Джингль наделен чертами характера, свойственными дзани в комедии масок. От Арлекина он унаследовал энергию, неутомимость, веселость нрава, умение действовать наугад, по вдохновению и успешно выходить из неприятных положений. Один из эпизодов романа - похищение мисс Уордль - построен по сюжетной модели Commedia dell'arte.

В его основе любовь героя и героини (в данном случае мистера Тапмена (Dandy Lover) и мисс Уордль (бурлескная Колобина)). Союзу препятствуют родственники, а помогает влюбленным Арлекин - мистер Джингль. Подслушав в кустах разговор старой леди со слугой, рассказавшим о сцене в беседке, Джингль решает вести двойную игру: самому завоевать сердце незамужней тетушки и в то же время предложить услуги доверчивому Тапмену. Для создания масок Dandy Lover и Друга Джингль использует театральные манеры, жесты и мимику. Объяснение с Тапменом напоминает элемент сценария комедии масок: время - вечер, место действия - сад. По боковой дорожке прогуливаются двое. Дальнейшие сюжетные ходы: гнев Уордля, его намерение расправиться с виновными, бешеная скачка в полночь, препятствие в виде подкупленного старика на заставе, задерживающего погоню, крушение кареты. Вопреки ожидаемой счастливой концовке Джингль неожиданно меняет маски и из Арлекина превращается в Dandy Lover, коварно обманув и Тапмена, и мисс Уордль.

Сцена разоблачения Джингля не завершает сюжетную линию. Волею случая герой с жизненной сцены переходит за кулисы. Окончание этой истории соответствует нравственно-эстетическим принципам раннего творчества Ч. Диккенса. Пиквик не только разоблачает зло и притворство, но и помогает исправиться уже достаточно наказанному Джинглю, проделки которого создают в романе атмосферу веселой игры, импровизации и дерзкой шутки.