Приглашаем посетить сайт

Соловьева Н. А. Развлекательность и традиции массовой культуры в английском сенсационном романе.

Н. А. Соловьева

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В АНГЛИЙСКОМ СЕНСАЦИОННОМ РОМАНЕ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/plenar/slolvieva.htm

Проблема будет рассмотрена на примере творчества ирландского писателя Шеридана ле Фаню, создателя сенсационных романов Дядя Сайлас, Тайна семейства Виверн, Роза и ключ и др.

Сенсационный роман возник в шестидесятых годах Х1Х века и представлен У. Коллинзом, ле Фаню., миссис Х. Вуд, М. Брэддоном. Элементы сенсационного романа можно найти в поздних романах Ч. Диккенса и произведениях Э. Гаскелл.

Этот вид романа занимает срединное место между классическим романом, который, по определению Филдинга, был комической эпической поэмой в прозе, и триллером, и криминальным романом, который потом будет развиваться в произведениях Конан Дойля, Агаты Гристи, Дороти Сайерс. Коллинз придерживался мнения, что его роман должен заставить читателей смеяться, плакать, ждать. Эта формула, по сути, раскрывает характер романа, столкнувшегося с потребностями массовой культуры и зависимостью от книжного рынка.

Развлекательность содержится и в серьезной элитарной литературе и связана с традициями литературы вообще, но в определенных пропорциях. Она способствует занимательности чтения, когда книга становится весьма распространенной в эпоху Просвещения и Х1Х веке даже среди малоимущих, но грамотных слоев населения.

моральной философией. Долгое время именно морально-дидактические аспекты несколько размывают границы между элитарной и массовой культурой, а развлекательность больше соотносится с бытовавшим в Англии долгое время ироническим отношением к жанру romance, который в девятнадцатом веке с приходом к власти Виктории больше напоминал о существовании национальной комической эпопеи в противовес Дон Кихоту (Посмертные записки Пиквиккского клуба Ч. Диккенса).

Ле Фаню усваивает уроки Коллинза, пытаясь свести вновь две эпохи - эпоху romance и эпоху novel, поскольку опирается на традиции А. Рэдклиф, учеником которой он себя считает. В основе сенсационного романа всегда лежит тайна, которая раскрывается не совсем обычным способом, как в готическом романе. Злодей содержит положительные качества, и читатель вправе ожидать от него полного раскрытия всех его черт. Ломается архитектоника романа романтического, но сохраняются при этом знакомые его характеристики, когда нагнетание драматизма и поддержание напряженности действия осуществляются не только за счет появления и действий злодея, но и его помощников, второстепенных персонажей, которые добавляют в интригу совершенно непредсказуемое и случайное стечение обстоятельств и ситуаций. Сайлас, ставший опекуном своей племянницы Мод, в глазах окружающих злодей с темным прошлым, в то время как гувернантка мадам Ружьер - комический персонаж, обладающий несравнимо большими возможностями для совершения преступлений, чем тот, который руководит похищением Мод и содержанием ее у себя в замке, совсем как Монтони из Удольфских тайн А. Рэдклиф.

Сенсационность романа относится и к традициям элитарной и массовой культуры, но в романах ле Фаню достигнута золотая середина, поскольку оживление жанра romance происходит не в условиях переходного времени, а в условиях викторианской эпохи, уже накопившей к тому времени немало драматических конфликтов и непрогнозируемых ситуаций. Горизонт ожиданий был связан с определением судьбы элитарной культуры и возможностями отмежевания от романа ХУШ века, с которым были связаны ранние викторианцы. Вопрос занимательности и традиций массовой культуры - это проблема движения жанра романа в целом и проблема его модификаций.