Приглашаем посетить сайт

Соколова Н. И.: Массовая литература в викторианской Англии, ее сторонники и противники.

Н. И. Соколова

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ,
ЕЕ СТОРОННИКИ И ПРОТИВНИКИ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

литературы. В 1840-е годы большой популярностью пользовались дешевые сериальные издания романов, героиня которых - девушка из низшего класса - покидала отчий дом по вине обольстителя (как правило, аристократа), нередко связанного с преступным миром, и после множества злоключений обретала доблестного защитника, с которым вступала в финале в счастливый союз. Бандиты, цыгане, кровавые злодеяния, невероятные болезни, утрата рассудка составляли набор средств этих сочинений, неизменно завершающихся торжеством добродетели и посрамлением порока. Их стиль отличался изощренностью, обилием клише, риторических фигур, нарушением правил грамматики. Позже авторы стали отдавать предпочтение героине из аристократической среды, местом действия оказывалась экзотическая страна. В середине века в популярные романы стали проникать социальные проблемы - положение гувернанток, эмиграция, пьянство, что, однако, не способствовало повышению их художественного уровня.

Писатели, критики, теоретики искусства выступили с крестовым походом против массовой беллетристики, что нашло выражение в распространении литературных справочников, энциклопедий, книг по истории английской литературы, чтении публичных лекций, появлении множества дешевых изданий классиков (Temple Classics, Everyman, Mermaid, Canterbury Poets и др.). Видную роль в этом движении сыграл Рескин. В духе Вордсворта он доказывал, что однообразная жизнь в отрыве от природы в больших городах с их грязью, чадом, падением нравов порождает в человеке жажду сильных ощущений, которую удовлетворяют авторы развлекательных сочинений. Эстетик сетовал на интерес современной ему литературы к болезненному и отталкивающему, к изображению смертей, преступлений, к проявлениям аморализма, безумия и физического уродства, находя красоту искусства в нравственной чистоте и величии чувств (Художественная проза - прекрасная и гнусная, Искусство и мораль, Сокровища короля).

Рескин в борьбе с массовой литературой исходил из идеи неразвитости вкуса. Между тем, популярность некоторых произведений второго ряда распространялась далеко за пределы необразованного круга. Примером может служить ставший подлинным бестселлером Наследник Редклиффа Ш. Йондж (1854). Писательница использовала традиционные клише популярных романов (благородный герой, моделирующий свое поведение по образцу рыцаря короля Артура, идеальная героиня, калека среди персонажей, сцены кораблекрушения, смерти), подчиняя при этом сюжет задаче распространения идей трактарианства, переводя их в общедоступный план. Гай-Галахад, слишком хороший, чтобы жить, помещенный в привычную атмосферу английской провинции, представлял собой досягаемый образец для подражания, своевременный для эпохи, озабоченной поисками героев. Роман подтверждает мысль Честертона, объяснявшего популярность массовой литературы тем, что она воплощает привычное сочетание героики и оптимизма, без которого невозможна человеческая жизнь (В защиту дешевого чтива). Отсюда - тенденция значительных писателей к использованию приемов развлекательных сочинений. Не случайно Рескин упрекал за пристрастие к ним Диккенса и Гюго.