Приглашаем посетить сайт

Соколова Е. А. Черты психологизма в романе Шарлоты Бронте «Городок»

Е. А. Соколова

(г. Шадринск)

Черты психологизма

в романе Шарлоты Бронте «Городок»

ШАДРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ВТОРОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Шадринск, 2006
http://shgpi.edu.ru/f02/fakultetskie-izdani/

В 1850-е годы английская писательница Шарлоты Бронте, имея уже достаточно обширный жизненный опыт, много размышляла об истинных и мнимых мотивах поступков людей. Результаты этих размышлений нашли прямое отражение в романе. «Городок» (Villette), который был написан в 1853 году под впечатлением брюссельского периода ее жизни, наблюдений над реальными людьми, их поведением, над действительными жизненными ситуациями.

В этой книге Бронте стремилась «понять и воплотить в слове сложность, неоднозначность, психологическую многогранность, противоречивость человеческой природы» (1,с. 328). В эпоху, когда еще только складывался метод детального психологического анализа, Бронте удается мастерски передать смену душевных состояний героини и их малейшие оттенки, удалось с максимальной психологической достоверностью мотивировать поведение персонажей.

Роман построен в форме воспоминаний, он написан от лица самой героини, что придает ему исповедальный характер. В книге изображена обычная повседневная будничная жизнь главной героини - школьной учительницы Люси Сноу: занятия с пансионерками, изучение характеров окружающих, размышления, маленькие «приключения», настолько пустячные, что ими мало интересуется даже Люси: появление нового доктора, школьный спектакль, шкатулка с любовной запиской к какой-то счастливой красавице-пансионерки, именины директрисы – все это составляет тихую жизнь Люси в начале романа. Затем события убыстряются и приобретают более существенный характер: Люси выступает в любительском спектакле, заболевает во время каникул, случайно оказывается в доме своей крестной, с которой не виделась десять лет, обретает друзей, ездит в театр, на концерты, влюбляется, разочаровывается в любви и снова любит.

События романа меньше всего походят на приключения. В нем воссоздается обыденная бытовая ситуация. Ход действия замедлен, внимание автора сосредоточено на переживаниях героини. В книге чувствуется интерес писательницы к психологизму. Важнейшим средством описания психологии главной героини Люси и ее психических состояний становятся диалоги и внутренние монологи. Они углубляют, дополняют и характеризуют психологический самоанализ героини, раскрывающий процессы развития, трансформации ее переживаний, вызванных обыденными событиями маленького пансиона в захолустном бельгийском городке.

Бронте показывает маленький город с типичными провинциальными нравами. Она разворачивает широкую панораму характеров, типичных для Виллет. Все характеры раскрываются и события разворачиваются вокруг семьи мадам Бек, директрисы пансиона, где служит Люси. Сама мадам Бек – «усовершенствованный» вариант Зораиды Бек, персонажа из романа «Учитель» (о ней было сказано выше). За приятными манерами, обличьем добросердечной настоятельницы и миловидной женщины кроются эгоизм, моральная беззастенчивость и совершенное равнодушие ко всему, кроме личных интересов. Она бесстыдно лжет, у нее развита целая система шпионажа, подслушивания, подглядывания за воспитательницами. Так, героиня не раз застает ее за тайным «пересмотром» вещей, бумаг, принадлежащих Люси. Полина Бек, нисколько не смущаясь, увольняла неугодных ей или использованных в низких целях людей.

Бронте, тем не менее, избегает обличительного пафоса, описывая беззаконные методы управления в пансионе мадам Бек. Вместо него она использует едкую иронию, «восхищаясь» ловкостью, с которой та ведет дело. Бронте тщательно и последовательно раскрывает стороны характера мадам Бек, обнажая ее низкую сущность. В начале романа Люси представляет ее как добродушную «мамашу», но постепенно Люси открывает «истинную» хозяйку: «Поскольку правление мадам Бек зиждилось на слежке, она, естественно, располагала целым штатом доносчиков. Отлично зная истинную цену своим сообщникам и без малейшего колебания поручая грязные дела самому грязному из них, она потом выбрасывала его, как корку выжатого апельсина, и была, как мне известно, весьма разборчива в выборе незапятнанных душ для ведения чистых дел. Но горе тому, кто полагался на ее бескорыстную верность, ибо соображения выгоды – основа ее натуры, главная сила, побуждающая ее к действию, сама суть ее жизни» (2, с. 84-85).

Однако при всей расчетливости и хладнокровности Полина Бек не лишена человеческих слабостей: эта «железная» женщина, перед которой трепещут все обитатели пансиона (за исключением ее кузена, Поля Эмманюеля, речь о котором пойдет ниже), пленяется золотыми локонами и голубыми глазами молодого доктора Джона. Бронте развивает целую интригу: когда доктор Джон оказался в пансионе, чтобы оказать врачебную помощь дочери мадам Бек, директриса попала во власть его очарования. Люси отмечает, что Полина Бек отлично разбирается в людях, поэтому смогла оценить по достоинству внутреннее богатство и блистательную внешность молодого человека. Чтобы удержать его в пансионе дольше и продлить знакомство с матримониальными целями, директриса идет на риск и поручает ему лечение двух взрослых пансионерок. Она рисует авторитетом: «Благоразумная директриса не осмеливается допустить, чтобы ее учениц лечил такой молодой мужчина» (2, с. 110), - замечает Люси. Она не может не восхититься тем, с каким мастерством Полина Бек оборачивает себе на благо рискованную ситуацию: «И начинала рассказывать, как пригласила его лечить собственных детей и те так полюбили его, что рыдали до исступления от одной мысли о другом докторе. Затем она объясняла, что поскольку доверила ему своих детей, то сочла естественным поручить ему заботу и об остальных, да и то, впрочем, лишь в единственном случае – просто Бланш и Анжелику одолела мигрень, и доктор Джон прописал им лекарство, voilatout!» (2,с. 111).

Характер мадам Бек раскрывается еще полнее, когда она устраивает настоящую игру с доктором Джоном, основанную на взаимном притворстве: Дезире объявляет себя больной, директриса радуется возможности подержать этого бесенка несколько дней в постели и продлить тем самым знакомство с доктором Джоном. Доктор принимает ее приглашение и делает вид, что лечит капризную, избалованную девочку. Бронте с юмором описывает создавшуюся фарсовую ситуацию: Дезире притворяется больной, мадам Бек притворяется озабоченной и обеспокоенной преданной матерью (при этом она ни минуты не сомневается, что дочь хитрит), а доктор Джон притворяется, что верит всему, беспрекословно поддерживает тактику мадам Бек и соглашается участвовать в ее хитросплетениях: «Сначала он очень смешно делал вид, будто колеблется, бросал быстрые взгляды то на ребенка, то на мать и глубокомысленно задумывался, но в конце концов прикинулся побежденным и начал с большим искусством исполнять роль в этом фарсе. (…) Я понимала, что мадам Бек готова любой ценой подольше держать дочь в постели, лишь бы помешать ее дурным проделкам, но меня удивляло терпение доктора Джона» (2, с. 107).

Мадам Бек пытается разгадать причину такого поведения доктора Джона. Используя целый арсенал шпионских приемов, она понимает, что не является предметом интереса доктора Джона. Она оставляет бесплодную мечту, убирает в шкаф дорогую кашемировую шаль (свое главное оружие в борьбе за сердце молодого человека). Люси искренне восхищается умением директрисы обуздать чувства. На этот раз восхищение граничит с искренним уважением: «Благодаря сочетанию всех этих достоинств (отсутствие душевной слабости, занятие серьезным делом, здравый смысл – Е. С.) она вела себя мудро – превосходно вела себя. Браво! Еще раз браво, мадам Бек! Я видела, как вы померялись силами с демоном соблазна, - вы храбро сражались и победили!» (2, 115).

Все поступки мадам Бек Люси считает довольно безобидными, пока не столкнулись их интересы. Когда Люси и Поль Эмманюель полюбили друг друга, Полина восстала против их отношений, так как они мешали меркантильным семейным интересам. Директриса начала жестокую борьбу: она обманывала Люси, преследовала, клеветала, мешала их встречам, подсыпала снотворное. Во время их открытого столкновения Люси, как открытая и честная натура, сбрасывает маску всегдашнего безразличия: «Всегда послушная и кроткая, я вдруг сбросила хомут, прокусила узду». Она читает отповедь Полине Бек: « - Мадам… Вы сластолюбивы… При всей Вашей безмятежности, важности и спокойствии – Вы сластолюбивы, как никто…

Оставьте меня в покое. Не трогайте меня. Какое Вам дело до моей жизни, до моих печалей. О мадам! В Вашей руке холод и яд. Вы отравляете и морозите сразу» (2, 431-432).

внешне спокойной, заботливой и мягкой. Но Люси не дает читателю обмануться, она замечает, что под «самой ласковой личиной … обнаруживалось бессердечное, самовлюбленное низкое чувство» (2, 432).

Бездушие мадам Бек делает ее похожей на куклу, превратившуюся в статую. Романтический образ куклы-статуи служит сатирическим, социально-обличительным целям в реалистическом романе, каким является «Городок».

Думается, Бронте так внимательна к характеру Полины Бек оттого, что та представляет процветающий слой лабаскурского общества, воплощает психологию преуспевающих буржуа. Писательница делает Полину Бек типичной представительницей определенного общественного класса со свойственным ему мировоззрением. Она вовсе не роковая, не демоническая женщина и вовсе не сеет вокруг себя зло. Ее собственное положительное мнение о себе подтверждается мнением окружающих. В ней отсутствует чувство социального превосходства над другими. В ней действительно «намешано всего понемногу», она и хороша, и плоха одновременно. Характер ее представлен ярким, неординарным, сложным и достоверным.

середины XIX века.

Каждая деталь их портрета, черта характера, мотив их поведения, любой их поступок говорит о низменной, примитивно-грубой, пошлой природе этого социального слоя. Изображая Полину Бек и ее окружение, Бронте мастерски воссоздает атмосферу лжи, притворства, козней и ненависти.

Краткая, исчерпывающе точная, зачастую ироничная обрисовка социально-бытовой среды в романе представлена двояко: с одной стороны, это пансион мадам Бек, а с другой – весь Виллет, Лабаскур и Европа. Пансион является частью Виллета, моделью Лабаскура, отражающей его суть и характерные черты.

Исключительными фигурами в этом ограниченном и вульгарном мирке являются доктор Джон и Поль Эмманюель.

Мосье Поль, пожалуй, самый интересный персонаж. Его появление изменяет повествовательную манеру Бронте: она не сразу рассказывает о нем, словно бы не интересуется образом талантливого школьного учителя, «открывшего бездны» в душе Люси. Он появляется на страницах в момент, когда героиня приходит к мадам Бек в поисках работы. Его неопределенные суждения о возможных достоинствах Люси решают ее судьбу: она остается у мадам Бек.

– учитель и славится проницательностью. Несоответствие между стараниями выглядеть суровым, проницательным и неопределенными, неуверенными ответами, которые он дает на предлагаемые ему вопросы, создает атмосферу легкого комизма, которая окружает Поля, пока окончательно не раскрываются все грани его сложного характера и он не предстанет в величии собственной доброты и нежности: перед тем, как уехать в Гваделупу поправлять финансовые дела своих родственников, он объясняется Люси в любви и исполняет ее мечту – открывает для нее школу, тем самым обеспечивая ее будущее. Эти поступки завершают характеристику Поля Эмманюеля, выявляют великодушие и альтруизм как доминирующие его черты.

В глазах читателя Поль вырастает из смешного неудачника в великодушного, почти трагического героя; из вспыльчивого, раздражительного холерика – в талантливого энтузиаста; из ханжи и иезуита – до нежного влюбленного, способного преодолеть даже религиозные разногласия.

Все эти превращения совершаются медленно и постепенно, что служит признаком авторской заинтересованности. К своему любимому герою она присматривается медленно и пристально, заставляя героиню и читателя внимательно обдумывать его слова и поступки. Первый из тех, что изображен автором, не располагает в пользу Поля: он чрезмерно раздражителен и деспотичен. Так, он почти приказывает Люси выступить в мужской роли в любительском спектакле, запирает ее на чердаке, где водятся крысы и тараканы, чтобы она выучила роль. Люси сравнивает его с вихрем. Однако едва возникшее впечатление душевной черствости не закрепляется впоследствии, а разрушается благодаря новым событиям: обнаружив, что Люси по его вине не досталось обеда и она голодна, он не только раздобыл ей обед, но и отдал ей свое пирожное, будучи сам изрядным лакомкой. Впервые за внешней вспыльчивостью, гневливостью, своеволием проступили доброта и неподдельное внимание.

На протяжении нескольких глав Люси то возмущается поведением Поля, то снисходительно прощает его, в сущности, испытывая к нему теплые дружеские чувства. Настроение Поля тоже меняется. Так, забавное негодование по поводу розового платья Люси, цвет которого Поль считает слишком легкомысленным, сменяется искренними уверениями в дружбе и подарками. Нелепая ярость Поля при виде Люси, якобы созерцающей «непристойную» картину (речь идет о безвкусном, по мнению Люси, полотне, изображающем полуобнаженную Клеопатру), сменяется предельным добродушием. В то же время Поль прощает ей действительно серьезный проступок: когда она разбила его единственные очки, он сочувственно улыбнулся и успокоил перепуганную Люси.

Чередование взаимно противоречивых поступков и слов убыстряется по мере развития действия. К концу книги настроения героев меняется с почти молниеносной быстротой, подводя развитие сюжета к кульминации: Поль и Люси объясняются друг другу в любви, и это объяснение окончательно раскрывает их характеры.

за другой новые, порой противоречивые стороны (3).

Образ Поля при всей его сложности, импульсивности и противоречивости оказывается более достоверным, чем образ доктора Джона, представляющего авторской идеал. Оба эти образа создавались по принципу контрапункта, они дополняют друг друга. Однако Джон, призванный стать идеальным героем, по мнению автора, оказался неудачным, нежизненным. Бронте пишет: «Я понимаю, что самый слабый образ в книге («Городок») тот, который я стремилась сделать самым прекрасным. По-видимому, моя ошибка заключается в том, что ему не хватает реальной основы, в том, что он полностью выдуман» (4, с. 413).

Тем не менее, доктор Джон пленяет ощущением душевной серьезности, созданной сразу же, скупыми, но много говорящими деталями. Читатель сразу узнает, что доктор Джон – красивый молодой человек с прекрасными волосами, греческим подбородком, скульптурным лицом, изящной фигурой. Он хорошо, добр, честен, способен к преданной любви, но отмечен печатью романтического демонизма: так, когда Люси смотрит на его портрет, ей становится больно от его слепящей красоты.

Первое появление Джона в романе автор оставляет такими деталями, которые призваны сразу же показать главные черты его характера. Он сразу вызывает ощущение эффективности, яркости и силы. Впоследствии оказывается, что золотоволосый великан добр, не причиняет больным страданий, напротив, он успокаивает плачущую девочку. Он очаровывает всех, словно волшебник из народной сказки. Он приходит неожиданно, внезапно, в критический момент и помогает всем. Возникает впечатление сказочности, нереальности, волшебства.

Доктор Джон изображен как человек, способный преодолеть необлагоприятное стечение обстоятельств, в том числе и бедность. Упорство и сила воли помогает ему побеждать трудности, добиваться исполнения своих желаний. Он сумел даже получить согласие отца богатой девушки на брак с нею после разговора, в котором проявилась его твердость: «Свидание было недолгое, но, очевидно, решительное. Жениха подвергли допросу с пристрастием. Как бы ни были порою коварны речи и взоры Грэма, под ним крылась честная натура. Как я потом узнала, он отвечал умно и искренне. Он справился со всеми трудностями, дела его поправились, он доказал, что может быть супругом» (2, с. 421).

гротески, в которых правдивость одной, метко подмеченной черты заменяет необходимость психологического анализа.

Создавая образы своих героев, Бронте вскрывает такие черты их внутреннего мира, которые необходимы и достаточны для понимания их как социальных типов и характеров. Бронте еще не опирается на детальный психологический анализ. Автор описывает героев, но е рассуждает о них, предоставляя читателю анализировать самому, сообщая симптомы психических состояний посредством диалогов, внутренних монологов, живописных деталей.

Источники

1. Гениева Е. Предисловие к книге: Бронте Ш. Джейн Эйр. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1990.

– М.: Правда, 1990.

– М.: Художественная литература, 1982. – 191 с.

4. Shorter Ch. Brontё and Her Circle. – London, 1896.