Приглашаем посетить сайт

Шелли, Перси Биши. Краткая литературная энциклопедия.

Шелли, Перси Биши.

Краткая литературная энциклопедия.

́ЛЛИ (Shelley), Перси Биш (Биши; 4. VIII. 1792, Филд-Плейс, Суссекс, — 8. VII. 1822, залив Специя, Италия) — английский поэт. Род. в семье баронета, учился в аристократич. школе в Итоне, где увлекался соч. Лукреция, М. Монтеня, Ф. Бэкона, А. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, Т. Пейна, У. Годвина и др. свободомыслящих философов. В юности анонимно опубл. романы «Застроцци» (1810) и «Сент-Ирвин» («St. Irvyne», 1811), написанные в манере готического романа, и сборники стихов «Посмертные отрывки Маргарет Николсон» («Posthumous fragments of Margaret Nicholson», 1810) и «Оригинальная поэзия Виктора и Казиры» («Original poetry by Victor and Cazire», 1810; совм. с сестрой Элизабет). Слабые в худож. отношении, эти произв. интересны как свидетельства бунтарских настроений молодого Ш. В 1810 поступил в Оксфордский ун-т, откуда вскоре был исключен за публикацию трактата «Необходимость атеизма» («The necessity of atheism», 1811; совм. с Т. Дж. Хоггом), где доказывал несовместимость религии с разумом. Исключение из ун-та и брак с Гарриет Уэстбрук, дочерью трактирщика, привели к разрыву Ш. с отцом. В 1812 Ш. уехал в Ирландию, где принял участие в движении ирландцев за независимость, опубликовав публицистич. работы — «Обращение к ирландскому народу» («An address to the Irish people»), призывающее ирландцев организоваться и вести борьбу политич. методами, и «Декларацию прав» («Declaration of rights»), мн. положения к-рой были вдохновлены амер. «Декларацией независимости» и опытом Великой франц. революции. Вернувшись в Англию, Ш. опубл. большую философскую поэму «Королева Маб» («Queen Mab», 1813), написанную в традиц. для англ. поэзии форме «видений» (Ленгленд, Э. Спенсер, Дж. Мильтон). Фея Маб открывает девушке Ианте прошлое, настоящее и будущее. В основе социальных, политич. и религ. взглядов Ш. лежат воззрения мыслителей-демократов, преим. У. Годвина. Ш. критикует совр. ему политич. и социальные институты, обличает неравенство, насилие, резко нападает на торговлю и религию. Уверенный в конечной победе добра, Ш. рисует в финале идеализированную картину будущего, где нет промышленности, торговли и религии, исчезли нужда, бесправие, корысть и лицемерие. В пространных примечаниях к поэме Ш. на конкретных примерах обосновывает свои демократические и атеистические взгляды.

1818 вместе с Мэри Шелли навсегда поселился в Италии. Через 4 года Ш. утонул во время шторма на пути из Ливорно.

В последние годы жизни Ш. вырабатывает более стройную систему философских и социальных взглядов. Если в юности он был близок к материализму, то теперь в значит. мере переходит на позиции идеализма, не имевшего, впрочем, последоват. характера. Его любимым философом становится Платон. Все в жизни преходяще, осн. реальность — это духовная, или «интеллектуальная», красота, она и есть истина (стих. «Гимн интеллектуальной красоте», 1816, опубл. 1817). Однако Ш. -идеалист остается атеистом. Платон привлекает его еще и потому, что его учение противоречит христ. доктрине (эссе «О возрождении литературы», 1819, опубл. 1832). Отрицая единого бога-творца, Ш. признает наличие т. н. Духа Природы (впервые он упоминается в «Королеве Маб»), управляющего Необходимостью, в согласии с к-рой совершается все во вселенной. В мире вечна только Изменчивость. Нет и не было бога, создавшего мир. В трактате «Опровержение деизма» («A refutation of deism», 1814) Ш. -пантеист выступает в защиту «чистого атеизма»: сама Природа есть бог, любая материя обладает чувствительностью и жизнедеятельностью живых существ. Идеалистич. категориями Ш. пользуется как последоват. демократ — они его оружие против социальной несправедливости. Исходя из доктрины Необходимости и Изменчивости, Ш. говорит о необходимости изменения существующей социальной системы — такова мысль трактатов «Предложение о всеобщем голосовании в защиту реформы» («A proposal for putting reform to the vote throughout the Kingdom», 1817) и «Философский взгляд на реформу» («A philosophical view of reform», 1820).

«Гимн Аполлона» (1820, опубл. 1824), «Гимн Пана» (1820, опубл. 1824) и др. Природа у Ш. действует как живое существо, ибо все в мире взаимосвязано («Философия любви», 1819). Философским символом в лирике Ш. становится героиня греч. мифа Аретуза из одноим. стих. (1820, опубл. 1824): превратившись в ручей, она осталась частью природы, только перешла в другое состояние. Природа для Ш. — источник радости и красоты; поэт воспевает романтическое убежище на лоне природы (стих. «Приглашение», опубл. 1824, и др.). В стих. «Жаворонку» (1820) поэт предпочитает природную непосредственность книжной мудрости. Ту же красоту, что в природе, Ш. ищет в любви и иск-ве. У него немало проникновенных, светлых любовных стих. — «Индийская серенада» (1819, опубл. 1822), «Свадебная песня» (1821, опубл. 1824), «К Джейн» (1822, опубл. 1832) и др. В ряде стихов Ш. восторженно воспевает красоту и силу иск-ва: «Дух Мильтона» (1820, опубл. 1870), «Сонет Байрону» (1821, опубл. 1832), «Музыка» (1821, опубл. 1824) и др. Философская лирика Ш. пронизана вольнолюбивыми настроениями. Он создал ряд агитац., политич. стихов — «Лорду-канцлеру» (1817, опубл. 1839), «Людям Англии» (1819, опубл. 1839) и др., однако революц. демократич. содержание его поэзии чаще выражается не в прямых декларациях, а в аллегорич. образах вечно обновляющейся природы («Ода свободе», 1820; «Беглецы», 1821, опубл. 1824, и др.). Неизбежность гибели и забвения тирании символически выражена в образе обломка статуи в мертвой пустыне (стих. «Озимандия», 1817, опубл. 1818). Символом вечной Изменчивости — как природы, так и общества — становится Западный Ветер. «Ода Западному Ветру» (1819, опубл. 1820) — это аллегория будущего революц. изменения мира, предвидимая в годы реакции и застоя. Опираясь на доктрину Необходимости и Изменчивости, Ш. создавал свои оптимистич. социальные утопии; идеализированные картины будущего (в «Прометее», «Элладе») у Ш. часто выражены в форме романтич. символики. Политич. сторону поэзии Ш. высоко оценивал Ф. Энгельс, назвавший поэта «гениальным пророком» (см. «Положение рабочего класса в Англии», в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 462). По словам дочери К. Маркса Элеоноры Эвелинг и ее мужа Э. Эвелинга, Ш., в отличие от Дж. Г. Байрона, «более ясно видел..., что эпос XIX века будет заключаться в борьбе между классом собственников и классом производителей. И именно это выводит его из категории утопических социалистов и делает его, — насколько это было возможно в ту пору, — социалистом современного периода». Интимная же лирика Ш. чаще проникнута скорбью — «Стансы, написанные близ Неаполя в часы уныния» (1818, опубл. 1824), «Мимоза» (1820), «К ночи» (1821, опубл. 1824), отрывок «Суровые ветры поют» (1821, опубл. 1839).

«Королевы Маб» большим произв. Ш. стала поэма «Аластор, или Дух одиночества» («Alastor, or The spirit of solitude», 1815, опубл. 1816), где осужден романтич. индивидуалист, ищущий отвлеченную мудрость и идеальную красоту, но равнодушный к жизни. В поэме «Юлиан и Маддало» (1818, опубл. 1824) оптимист и борец Юлиан противостоит пессимисту и скептику Маддало. В поэмах нашли отражение споры с Байроном, с к-рым Ш. сдружился в Швейцарии.

«Лаон и Цитна» (1817; в неск. измененном виде переиздана как «Восстание Ислама» — «The revolt of Islam», 1818). Вместе со своей возлюбленной Цитной Лаон поднимает народ против тирании и побеждает, но, помиловав побежденного тирана, он т. о. дает ему возможность собрать войско и расправиться с восставшими. В символич. «храме свободы» души погибших Лаона и Цитны предсказывают будущую победу справедливости.

Прославлению борцов за свободу посв. ряд поздних стих. Ш. В своем призыве к народу восстать против угнетателей Ш. был в то время «... если не единственным, то во всяком случае редким исключением из общего правила» (Плеханов Г. В., Искусство и литература, 1948, с. 831—32). Борьба с тиранией составляет пафос поэмы «Маскарад анархии» («The masque of anarchy», 1819, опубл. 1832) — гневного отклика на расстрел рабочего митинга близ Манчестера (т. н. «Питерлоо»).

«лирическая драма» (как назвал ее Ш.) «Освобожденный Прометей» («Prometheus unbound», 1819, опубл. 1820), написанная по мотивам древнегреч. мифа и трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Прометей, олицетворяющий страдаюшее человечество, прикован к скале Юпитером. Когда-то Юпитер пришел к власти с помощью Прометея, но потом стал деспотом и угнетателем. Провидя будущие страдания людей, Прометей на миг теряет мужество, но вся природа ему сочувствует, и его возлюбленная Азия — символ светлого идеала — внушает ему веру в освобождение. Юпитера свергает его собств. сын Демогоргон, Дух времени, символ неизбежных перемен, — тирания сама порождает силы, несущие ей гибель. Драма кончается картиной патриархального мира всеобщей красоты и гармонии. В финале признается возможность временного возвращения Зла, однако тут же говорится о неодолимости естеств. Прогресса. Более конкретное воплощение тема оправданности насилия в борьбе со злом нашла в трагедии Ш. «Ченчи» (1819). Обратившись к сюжету ср. -век. итал. хроники, Ш. создал остросюжетную романтич. драму с живыми характерами. Тиран и садист граф Ченчи совершает насилие над своей дочерью Беатриче, к-рая с помощью мачехи и друзей убивает Ченчи. Ш. рисует образ Беатриче в развитии: из запуганной жертвы она превращается в грозную мстительницу, с редким мужеством выносит пытки и идет на казнь. Ш. снова нападает на религию, которая не только не мешает, но даже помогает творить зло (папа властью церкви покрывает преступления Ченчи).

Среди последних крупных произв. Ш. — повествоват. поэма «Розалинда и Елена» (1818, опубл. 1819); едкая сатирич. драма «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» («Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the tyrant», опубл. 1820); лирич. поэма «Адонаис» (1821), посв. памяти Дж. Китса; поэма «Эпипсихидион» (опубл. 1821); лирич. драма «Эллада» (1821, опубл. 1822), прославляющая нац. -освободит. борьбу греч. народа против тур. ига. Посмертно были опубл. сатирич. поэма «Питер Белл третий» («Peter Bell the Third», 1819), лирич. поэма на мифологич. сюжет «Атласская волшебница» («The witch of Atlas», 1820), поэма «Торжество жизни» («The triumph of life», 1822, неоконч.) и историч. трагедия «Карл I» (1822, неоконч.).

— трактатов, эссе, статей о лит-ре и иск-ве и т. д. Особое значение имеет эстетич. трактат «Защита поэзии» («A defence of poetry», 1822, опубл. 1840). Уже в предисл. к «Восстанию Ислама» и «Прометею» Ш. высказывал мысли о зависимости художника от своей эпохи, о цели поэзии — доходить до сердца читателя, быть самобытной и избегать дидактики. «Защита поэзии» суммирует эстетич. кредо Ш. Поэты суть «учредители законов», «изобретатели искусства жить», а стихотворение — «образ жизни, выраженный в ее вечной истине». Цель поэзии — созидание красоты: «Поэзия поднимает покрывало со спрятанной красоты мира». При этом поэзия не оторвана от жизни: в «красоте» скрыта «польза», ибо красота поэзии служит нравств. совершенствованию людей. Поэзия несовместима с себялюбием и алчностью. Потому особую роль поэзия играет в «темные времена», когда она становится «источником прекрасного, великодушного и истинного». Осмысливая роль, к-рую играли в деле прогресса поэты прошлого (древние греки, Данте, Шекспир), Ш. пришел к выводу, что поэзия всегда расцветает в период обществ. подъема, в ней воплощаются лучшие свойства жизни; «поэты — это непризнанные законодатели земли».

— крупнейший революц. поэт англ. романтизма. В его творчестве читатели увидели горячую, самозабвенную любовь к людям и ненависть к угнетению, лицемерию, лжи, насилию, религии. Как писала М. Шелли, «в улучшении политической системы нашей страны мы видим следы и его борьбы». Произв. Ш. исполнены высокого гуманизма, страстного свободолюбия. Язык его произв. отличается яркостью выразительных средств, грандиозностью и масштабностью образов. Поэзии Ш. свойственны чрезвычайное богатство фантазии, космич. мощь аллегорич. картин, разнообразие стилей и интонаций. Новатор в области стихосложения, Ш. одним из первых стал внедрять тонич. стихосложение с пропусками неударных слогов (дольник), введенное в англ. поэзию С. Т. Колриджем. Продуманная система рифмовки, последовательность ударений, рефрены, повторы, аллитерации и ассонансы, смены ритмов делают стих Ш. необычайно гибким, звучным и музыкальным. Его творчество оказало огромное влияние на англ. и мировую поэзию. Поиски новых средств худож. выразительности, начатые Ш., были продолжены Р. Браунингом, Э. А. По, Т. Х. Чиверсом, Д. Г. Россетти, А. Ч. Суинберном, У. Б. Йитсом и др. Созданный им жанр аллегорич. «лирической драмы» мн. критики считают близким совр. лирич. и драматич. поэзии (У. Х. Оден, С. Спендер, Л. Мак-Нис, К. Фрай, А. Мак-Лиш и др.).

Соч.: Posthumous poems. Ed. by M. Shelley, L., [1824]; The poetical works. Ed. by M. Shelley, v. 1—4, L., 1839; Essays. Letters from abroad. Translations and fragments. Ed. by M. Shelley, v. 1—2, L., 1840; Letters. With an introductory essay by R. Browning, L., 1852; The complete poetical works. Ed. by T. Hutchinson, L., 1960; The complete works, v. 1—10, N. Y., 1965; Prose. Ed. by D. L. Clark, Albuquerque, 1954; The letters, v. 1—2, Oxf., 1964; Note books, v. 1—3, N. Y., 1968; в рус. пер. — Полн. собр. соч., пер. К. Д. Бальмонта, т. 1—3, СПБ, 1903—07; Избр. стихотворения, М., 1937; Лирика, М., 1957; Избранное, М., 1962; Письма. Статьи. Фрагменты, М., 1972.

«Дело», 1880, № 9, 10; Брандес Г., Натурализм в Англии, Собр. соч., т. 6, К., 1902, с. 3—43; История англ. лит-ры, т. 2, в. 1, М., 1953; Неупокоева И., Революц. романтизм Шелли, М., 1959; Елистратова А. А., Наследие англ. романтизма и современность, М., 1960; Dowden E., The life of P. B. Shelley, v. 1—2, L., 1886; Yeats W. B., Ideas of good and evil, L., 1903; Medwin Т., The life of P. B. Shelley, L., 1913; Ingpen R., Shelley in England, L., 1917; Maurois A., Ariel ou la vie de Shelley, P., 1947; Salt H. S., P. B. Shelley, N. Y., [1968]; Stovall F. H., Desire and restraint in Shelley, Durham (N. C.), 1931; Peacock T. L., Memoir of Shelley, в кн.: Wolfe H. (ed.), Life of P. B. Shelley, v. 1—2, L., 1933; Barnard E., Shelley’s religion, Minneapolis, 1937; White N. I., Shelley, v. 1—2, L., 1947; Aveling E. B., Shelley’s socialism, Manch., 1947; Kirchner G., Shelley als revolutionärer Dichter, Iserlohn, 1948; Baker С., Shelley’s major poetry, Princeton, 1948; Notopoulos J. A., The platonism of Shelley, Durham (N. C.), 1949; Brailsford H. N., Shelley, Godwin and their circle, 2 ed., L., 1951; Spender S., Shelley, L., 1952; Cline C. L., Byron, Shelley and their Pisan circle, Camb. (Mass.), 1952; King-Hele D., Shelley. His thought and work, L. — N. Y., 1962; Pulos Chr. E., The deep truth. A study of Shelley’s scepticism, Lincoln (Nebr.), 1962; Solve M. T., Shelley: his theory of poetry, N. Y., 1964; McNiece G., Shelley and the revolutionary idea, Camb. (Mass.), 1969; Reiman D. H., P. B. Shelley, N. Y., 1969; Guinn J. P., Shelley’s political thought, The Hague — P., 1969; Green D. B., Wilson E. G. (ed.), Keats, Shelley, Byron, Hunt and their circles. A bibliography, Lincoln (Nebr.), 1964; Chernaik J., The lyrics of Shelley, Cleveland — L., 1972; Shelley and his circle, 1773—1822. v. 1—6, Camb. (Mass.), 1961—73.

Г. Б.