Приглашаем посетить сайт

Проскурнин Б. М. Роман как самый востребованный жанр в викторианской Англии.

Б. М. Проскурнин


РОМАН КАК САМЫЙ ВОСТРЕБОВАННЫЙ ЖАНР
В ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/plenar/proskurnin.htm

действительно создали заслуживающие внимания произведения. Однако если романы печатались в таком количестве, значит, они читались или по крайней мере расходились на стремительно расширяющемся книжном рынке викторианской Англии в условиях возрастающего уровня грамотности населения. Здесь нельзя не вспомнить начавшуюся в середине века деятельность Ч. Э. Мьиди по созданию сети массовых библиотек и У. Х. Смита, публиковавшего дешевые карманные (вагонные) издания знаменитых трехпалубников - романов в трех книгах. Нельзя не упомянуть стотысячные тиражи толстых журналов, серийно печатавших романы, что породило культуру каминного семейного чтения романов и прозы. Наступал век романа, сменив век поэмы периода романтизма. Роман стал одним из существенных элементов викторианской культуры и даже ее общественным достоянием (Э. Блейк).

Большое количество романов, совпавшее с общей прозаизацией менталитета англичан, не привело, однако, к девальвации жанра. Наоборот, именно в это время роман чрезвычайно интеллектуализируется, серьезнеет, его проблематика и тематика становятся более основательными и глубокими с точки зрения осмысления динамики отношений человека и мира. Вот почему ведущей разновидностью становится социально-проблемный роман, в структуре которого совершается переход от комико-сатирического панорамного изображения действительности к драматико-психологизированному и диалого-дискуссионному типам организации романного повествования. В нем начинает превалировать критико-аналитическое внимание к своему времени как некоему органическому волокну (Т. Карлейль) или огромной сети (Э. Троллоп), переплетения которой суть переплетения жизни во всех ее блестящих и дурных проявлениях.

Уже в 1830-е гг. за романом признали право быть жанром, полнее всего отвечающим задачам глубокого осмысления реальности в ее повседневном протекании, а значит, более прямого и эффективного воздействия на читателя. Вот почему остро дебатировалась проблема героя романа. В противовес концепции Карлейля с его культом сильного человека все активнее внедряется концепция героя как предмета и способа размышлений о повседневных трудностях и заблуждениях, которые неизбежно встают перед человеком (Р. Браунинг), героика незаметных людей. Во многом это было связано с распространением либерализма в послереформенной (1832) Англии. Основной акцент делался на индивидуальной свободе, а значит, и на личной ответственности всякого человека. Именно всякий человек был помещен в центр художественного осмысления времени, а роман как жанр этим задачам отвечал наилучшим образом.