Приглашаем посетить сайт

Потанина Н. Л.: Развлечения для народа и развлекательность в литературе.

Н. Л. Потанина


РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ НАРОДА И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

К началу викторианской эпохи количество привычно читающих людей в Англии составило около миллиона человек. Чтение стало доступно людям небогатым: подешевела бумага, а вслед за тем снизились цены на печатную продукцию. Демократический читатель стал многочисленным. С его вкусами необходимо было считаться. Этот читатель питал интерес к литературной мелочи - коротким и занимательным историям, рисованным сериям с лаконичными и смешными подписями. В журнальной периодике пользовались популярностью истории, в которых знаменитые персонажи (Сэм Уэллер и Пиквик, Гог и Магог) оказывались в ситуациях, напоминавших сказки Шахерезады. Интерес публики к ужасному и таинственному в известной степени удовлетворялся романами ньюгетской школы. Однако литература такого рода считалась третьесортной и в 1840-е годы нередко вызывала насмешки у людей образованных. В известном предисловии к роману Оливер Твист (1837-1838) Диккенс выступил как раз в этом духе, заявив о своих расхождениях с Эйнсвортом и Бульвером.

Однако уже в это время колебания публичного спроса способны были воздействовать на изменения авторского замысла. Диккенс пристально следил за тем, что сегодня назвали бы читательским рейтингом его книг. Успех распродажи романа был важным мерилом творческого успеха. Так, когда распродажа Мартина Чезлвита (1844) упала с 60-ти до 20-ти тысяч экземпляров, Диккенс - вопреки первоначальному замыслу - принял решение срочно отправить Мартина в Америку. Это перемещение героя должно было привлечь читательское внимание модной новосветской тематикой и сообщить сюжету необходимую динамичность.

Интересно, что проблема динамичности повествования оказывается связанной с комплексом социальных проблем, которые Диккенс обозначает как развлечения для народа.

(1855), Островизмы (1856). По мнению Диккенса, пренебрежительное отношение к проблеме развлечений имеет политические последствия. Оно препятствует установлению взаимопонимания в обществе, мешает демократическим слоям общества занять то честное, почтенное и независимое положение, которое принадлежит им по праву Дефицит развлечений сказывается на развитии народной нравственности. Чем меньше развлечений и зрелищ у публики, тем менее развито ее воображение, которое Диккенс считает непосредственно связанным с нравственным чувством.

В письме к Макриди (1857) Диккенс отмечает, что массовой аудитории необходимо сочетание зрелищности и динамизма. Статичное ускользает от взгляда тех, кто проводит свою жизнь у машин. Развлекательность оказывается неотделима от динамизма. Отсюда - повышенное внимание позднего Диккенса к элементам, драматизирующим повествование.

Приведенное рассуждение отвечает, как кажется, и на вопрос о том, в чем видел Диккенс социальную значимость своих публичных чтений. Оживляя собственным голосом и мимикой образы, до этого запечатленные на бумаге (то есть припечатанные, остановленные для наивного восприятия), Диккенс тем самым приводил эти образы в движение. Полагая, как мы видели, что динамичность делает искусство более привлекательным и доступным для демократической аудитории, Диккенс с полным основанием должен был рассматривать свои публичные выступления не только как дань собственной актерской природе, но и как выполнение общественной миссии. Для писателя, наделенного ярким гражданским темпераментом, это было немаловажно.