Приглашаем посетить сайт

Попова И. В. : Осмысление феномена зла в повести Р. Л. Стивенсона "Доктор Джекил и мистер Хайд"

И. В. Попова

ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЗЛА В ПОВЕСТИ Р. Л. СТИВЕНСОНА
"ДОКТОР ДЖЕКИЛ И МИСТЕР ХАЙД"

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)
http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

Повесть Р. Л. Стивенсона Доктор Джекил и мистер Хайд - редкий случай в детективной литературе викторианской Англии. Она одновременно является попыткой философского осмысления бытия и развлекательным чтением. На первый взгляд, это классический триллер, а при внимательном подходе становится отчетливой проблема происхождения зла в человеке и, что самое главное, сосуществования в нем одновременно двух начал - доброго и злого.

С помощью волшебного зелья добряк доктор Джекил дистиллирует все зло, которое накопилось в нем самом, и превращается в злого мистера Хайда.

Что нового в таком подходе? Прежде всего - размещение подобной концентрации зла. Церковь тысячи лет утверждала догмат первородного греха, который являлся олицетворением животного начала в человеке. Религиозные деятели по мере сил пытались обуздать инстинктивную составляющую личности при помощи качеств, присущих разуму: воли, любви, сострадания, то есть тех свойств, которые не встречаются у животных. Мистер Хайд же своим появлением на свет нарушает не только физический закон сохранения массы (он становится меньше, чем доктор Джекил), но и противоречит первооснове религии, оставаясь человеком. Все его преступления присущи только людям и в животном мире не встречаются. Оппозиция разумного и животного начал в отношении двух сторон жизни одного и того же человека в случае с мистером Хайдом просто не существует. Доктор Джекил становится сторонним пассивным наблюдателем поступков злодея, поэтому нельзя ссылаться, например, на известную душевную болезнь - раздвоение личности.

ступенчатое, причем первый шаг в этом падении - отречение от религии. Затем герои де Сада следуют собственному животному началу все более изощренно, превращаясь в скотов.

Злодейства же героя Стивенсона обусловлены стремлением насытить потребности плоти только в самой извращенной форме. Хайд - носитель немотивированного, абсолютного зла, и именно поэтому он - умозрительный, нереальный персонаж триллера, а не философская схема. Через несколько лет после создания повести (1885), в девяностых годах XIX века, Зигмунд Фрейд доказал безусловное наличие мотива у преступников. Если даже корни зла уходят в детство, то они всегда существуют и потворствуют неразумной составляющей человека, то есть тому же самому первородному греху, о котором твердили отцы церкви.

Однако заслуживает внимания сама попытка проанализировать проблему зла в полностью атеистическом контексте - без Бога и дьявола.