Приглашаем посетить сайт

Петрова Н. В.: Турнир как элемент игры в "Королевских идиллиях" А. Теннисона.

Н. В. Петрова


ТУРНИР КАК ЭЛЕМЕНТ ИГРЫ В КОРОЛЕВСКИХ ИДИЛЛИЯХ А. ТЕННИСОНА

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)
http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

В поэме Последний турнир, входящей в Королевские идиллии (1859 - 1885), А. Теннисон изображает Камелот уже утратившим былую славу. В прошлое уходит эпоха дел великих и обетов. Царство справедливости и духовного совершенства, созданное Артуром, разрушается на глазах короля и рыцарей.

Турнир, воплощавший, по замечанию Й. Хёйзинги, идею благородного соперничества, принимает в западноевропейском Средневековье форму торжественной игры, позволяющей в состязаниях доблести и особом церемониале утвердить идеал рыцарской чести, преданности и верности долгу. А. Теннисон описывает закат рыцарства: обеты, данные богу и королю, не соблюдаются. Название турнира Невинности Усопшей (Tournament of the Dead Innocence) в память кроткого, безгрешного младенца при дворе воспринимается как двусмысленность. Идея турнира дискредитирована. Возглавляет состязания Ланселот, вступивший в преступную связь с королевой, а награда, которую своей отвагой и благородством должен заслужить достойнейший рыцарь и вручить чистой деве, достаётся Тристану.

невинность, верность священному обету. Однако словно бы в подтверждение того, что награду получили недостойные, с небес хлынул дождь. Белые платья испорчены, и дамы меняют их на наряды оттенков всех полевых цветов. В основе сюжетной линии, описывающей ход турнира, лежит аллегория. Дамы и рыцари, которые в мыслях и поступках нарушили обет верности идее Камелота, сохраняют лишь видимость добродетели. Придворные расстаются с белыми одеяниями столь же легко, как ранее отказались от духовного совершенства. Поэтому белый прекрасный Камелот обречён.

Оппозицию белому цвету в поэме составляет красный. Накануне турнира Артур отправляется усмирять бунт Красного рыцаря, основавшего королевство смерти, страха, кровавых ужасов, ставшее антиподом Камелота. Именно Красный рыцарь обвиняет рыцарей Круглого Стола в том, что сложившееся представление об их благородстве и идеальных духовных качествах не соответствует внутренней сути. Красный цвет в данном контексте символизирует языческий мир, мир сильных страстей и пороков, чуждых гармоническому устройству Камелота.

Хотя, полагает А. Теннисон, созданный Артуром мир недолговечен, как ослепительная белизна снега, исчезающая под лучами солнца, человечество снова и снова будет обращаться к прекрасной игре - рыцарству, элементы которой - посвящение, турниры, обеты, геральдика, придворный церемониал, воплотившиеся в форму изящного искусства, облагородили западноевропейскую культуру.