Приглашаем посетить сайт

Павлычко С.: Майн Рид

Майн Рид

http://poct1.ru/main_rid-3.html

С первой страницы романа «Всадник без головы» читатель погружается в стихию дикой, нетронутой, своевольной, а следовательно романтической природы. Буквально еще две страницы - и он встречает людей, безудержного в своих чувствах и непокоренных в своей гордости, вполне соответствующих кулисами окружающей природы. В этом мире все абсолютное: любовь - это пожизненная, ненависть - то смертельная. Перед ним вырисовываются не характеры с глубинными движениями души, а фигуры, образцы, которые так хочется подражать в юности: блестящие всадники, блестящие охотники, блестящие стрелки, одновременно аристократы по манерам, стилем поведения, хотя вокруг дикие прерии, а в конце выясняется , что они благородные люди еще и по происхождению.

Читатель просто глотал роман и с чувством сожаления по наивной сказкой думает: так в жизни не бывает и вряд ли бывало когда-либо в прошлом. И все же настроение, магия этого произведения развеется еще не скоро. Его читают уже более ста лет многие языки мира все новые и новые поколения молодых людей и, наверное, будут читать в будущем. Почему?

Да потому, что романтика бессмертна и, пока человек способен мечтать, чувствовать, фантазировать, жить романтика и тоска по экзотике, рискованными приключениями, далекими и опасными путешествиями.

Именно в романтике кроется тайна более чем вековой популярности произведения английского писателя Томаса Майн Рида «Всадник без головы» (1866) и многочисленных других его романов, как: «Свободные стрелки» (1850), «Охотники за скальпами" (1851), «Белый вождь» (1855), «Квартеронка» (1856), «Оцеола, вождь семинолов» (1858), «Золотой браслет» (1875).

Конечно, романтика - вечное чувство и вечная мечта человека. Однако литературная романтика узаконилась, распространилась вместе с романтизмом - ведущим мироощущением и художественным направлением европейской культуры первой половины XIX века.

Когда Томас Майн Рид родился, а это произошло в Ирландии в 1818 году, живы были еще кумиры и создатели романтической эпохи: Джордж Гордон Байрон, Вальтер Скотт, Томас Мур. Эпоха романтизма [532] была в полном расцвете. Европейские и в частности английские писатели писали готические и исторические романы с увлекательными загадочными интригами и раскрывали мир человеческой души в прекрасных романтических поэмах. Романтизм первой трети XIX века породил сложную, философскую и очень часто пессимистическую литературу, проникнутой духом разочарования, ведь иа земле не воцарилось вожделенное царство разума и справедливости, а мечта, идеал не только не воплотились в действительности, а были безжалостно ею разбиты. Но в нем, конечно, была и романтика дальних морских путешествий, и героика благородных поступков титанических личностей. На базе романтизма позже, в середине и во второй половых прошлого века развился специфический тип литературы, в которой не стало осложненного и философской духа, а осталась только легкая, оптимистичная, жизнеутверждающая романтика, экзотика и героика путешествий, борьбы не с космическим, а с каким конкретным злом, внедренный в одной отталкивающие фигуры вроде Кассия Колхауна - той борьбы, где добро всегда побеждает.

В 1840 году Томас Майн Рид, двадцятидволитний сын ирландского священника, приехал в Новый Орлеан в штате Луизиана. В этом году Фенимор Купер пишет четвертую книгу своего цикла романов о Кожаный Чулок - «Следопыт» (цикл начался в 1823 году романом «Пионеры», а завершился в 1841 романом «Зверобой»), давая начало специфически американскую романтическую тему - тему освоения и покорения нового континента, героической гибели индейских племен, наконец тему границы, или же фронтира, от которой берет начало популярный по сей день, особенно в Америке, жанр литературы и кино. «Всадник без головы» - это один из предшественников современных вестернов - романов и кинофильмов об освоении «Дикого Запада».

В жанре вестерна (от английского слова west - «закат») фильмы уже давно вытеснили книги, и современные поклонники часто не знают ни его литературной, ни реальной истории. Вестерн как жанр берет начало в XIX веке, и, к сожалению, подавляющему большинству современных вестернов далеко до талантливости романов Майн Рида или к произведениям первооткрывателя этого жанра - выдающегося американского прозаика Фенимора Купера.

Во времена, когда родился Фенимор Купер (а это произошло в конце XVIII века в штате Нью-Джерси, на Атлантическом побережье Америки), фронтир пролегал совсем рядом, означая граница между цивилизацией колонизаторов и «варварским» миром аборигенов-индейцев.

Сам фронтир на сороковые годы передвинулся далеко на запад, В ту часть Америки, которая сегодня называется средним западом, на землю безграничных прерий и пустынь, неуклонно стремясь к Скалистых гор и каньонов, чтобы, одолев их, достичь побережья Тихого океана. [533]

Американская Мечта - вера в скорое обогащение на новом материке с его огромными природными дарами - привлекала в Америку все новых и новых иммигрантов на протяжении целого XIX века. Среди них было особенно много ирландцев, которые миллионами покидали родину, гонимые тяжелыми нищетой и искусственным голодом, поддерживаемым в их стране английскими колонизаторами. Среди таких эмигрантов оказался и Майн Рид.

которые назвали себя просветителями, поняли, что человек несчастный не благодаря своей природе, а благодаря ошибочной организации общества. Но перестройка европейского общества казалась задачей слишком сложным, а вот построение нового, справедливого строя на голом месте - нечто вполне реальным. Американская Мечта была большой утопией Европы, давней мечтой европейских либералов. Эта мечта включала свободу личности от любой тирании, прежде тирании государства, а еще демократию, изобилие для всех, отсутствие войн. В этом смысле сама идея Америки была частью культурной традиции Европы. Сегодня, с исторической перспективы, мечта европейских просветителей, а позднее первых строителей Американской государства, представляется одновременно и прекрасным миражем, и огромным разочарованием (ведь новый лад строился на землях, отобранных у коренного индейского населения, и только война Севера и Юга отменила рабство черных невольников ), и колоссальным, еще даже до сих пор не реализованы порывом человеческого духа к свободе.

Томас Майн Рид, бедняк и романтик, искал в Америке свое Эльдорадо, свою Американскую Мечту. Правда, он нашел ее не совсем там, где ожидал. Три года после своего приезда в Новый Орлеан, этого американского Парижа, который позже станет родиной и столицей американского джаза, он путешествовал по Югу США и Мексике, менял профессии, ни одна из которых не принесла финансового успеха, и накапливал жизненные впечатления, чтобы позже положить их в основу всемирно романов, которыми зачитуватиметься вся Европа и которые по-своему ту Американскую Мечту питать.

От 1843 Майн Рид три года работал журналистом в Филадельфии, где познакомился и подружился с американской интеллектуальной элитой. Среди его знакомых был и несчастный, униженный тяжелыми, полуголодными условиями своей жизни, а после смерти признан одним из крупнейших американских писателей - Эдгар Аллан По.

В 1846-48 годах Майн Рид принимает участие в войне США и Мексики. [534]

Тогда Америка оторвала от Мексики немалый кусок земли, который сейчас является территорией двух штатов, а Майн Рид получил погоны капитана и тяжелое ранение, которое серьезно сказалось на его здоровье в старшем возрасте. Видимо, он гордился этим военным званием, даже романы часто подписывал «Капитан Майн Рид».

в английской столице, бывший журналист и капитан американской армии начал писать и по порядку выдавать романы, быстро принесли ему широкую известность.

В 1867 году Майн Рид второй раз приехал в США с надеждой осесть в этой стране навсегда. Но и эта попытка не удалась, поэтому он снова, теперь уже навсегда, возвращается в Англию.

Последние годы жизни целиком посвятил литературе. Имел слабое здоровье, древняя мексиканская рана очень сказывалась, а в конце жизни (Майн Рид умер в 1883 году) он стал фактически инвалидом.

Приключенческий роман, тем более вестерн, имеет, как правило, свои схемы и стереотипы. Здесь обязательные пламенные, роковые страсти - любовь, ревность, ненависть. Здесь должны быть соперники, как Морис Джеральд и Кассий Колхаун, и соперницы - в «Всадник без головы» это креолка и мексиканка. Здесь должен быть герой, как Морис - молодой, красивый, благородный, таинственный, и антигерой или романтичный негодяй, - как капитан Колхаун, воплощающий самые негативные человеческие черты.

Но здесь есть и охотник Зеб Стамп, расследующей преступление Колхауна и ведет читателя по следам детективной истории, одинокая фигура (это так же обязателен стереотип таких произведений), естественный человек и истинный демократ.

«Прерия, мисс Пойндекстер, - это большая книга, удивительная большая книга, надо только уметь ее читать. Пусть Зеб Стамп и не очень ученый, но эту науку он знает хорошо », - говорит охотник, который по сути является интересным персонажем романа.

Автор подробно описывает природу прерии, животных, которые там живут, их привычки. Койоты, ягуары, грифы, табуны мустангов, колючие кактусы, фауна и флора оживают под пером писателя, на страницах его романа пышет горячая техасская прерия. Сама ее природа - бури и смерчи, жаркие дни и холодные ночи - экзотическая и роман--чивость.

Но в романе «Всадник без головы» является не сама только таинственная любовная история - здесь затронуты и немного реальной истории. В 1835 году англо-американские колонисты провозгласили независимость Техаса [535] от Мексики, в следующем году мексиканское войско вступило в Техас, но в течение нескольких последующих лет эта теория существовала как своеобразная самостоятельная республика до 1845 года, когда Техас был принят в США на правах штата. В ответ на это Мексика объявила ту же войну, в которой участвовал Майн Рид и которую она, как известно, проиграла.

Майн Рид создал достаточно объективную картинку послевоенного заселения Техас, на фоне которой происходит «удивительная техасская история». Здесь и пограничные форты, и индейские племена, находящиеся в состоянии непрочного мира с белыми колонистами, и мексиканские поселения (правда, прежние хозяева Техаса уже живут в чужом государстве), и южные плантаторы, которые пристранствовали сюда с сотнями черных рабов, и фермерские поселки , и одинокие охотники.

пользуются равными правами, а с другой, есть рабы-не-игры, есть профессии, обречены на вымирание, - это профессии главных героев - ловца лошадей и охотника, есть самосуды, «регуляторы», банды негодяев - пиратов прерий, является варварское право сильнейшего. -

О реальной жизни техасских прерий Майн Рид пишет меньше. Ведь тогда его романы принадлежали бы не к приключенческому, а к реалистическому жанру. Хотя он, несомненно, знает по собственному опыту черную работу и лишения, которых приходилось испытывать новоприбывшим в тяжелых климатических условиях полупустынь и прерий. Такая избирательность взгляда писателя, продиктованная законами определенного жанра, вполне понятна. Роберт Луис Стивенсон - другой выдающийся мастер приключенческого жанра, автор «Острова сокровищ» и «Черной стрелы», - вспоминал о своем путешествии с иммигрантами через целую Америку, от побережья Атлантики до Калифорнии. По пути его поразили грубость, нищета, жестокость большого передвижения народов по Америке. Однако ничего подобного не отразилось на страницах его знаменитых романов. В одной из критических статей Стивенсон писал: «Будем в меру своих сил учить народ радости. И помнить, что уроки должны звучать бодро и вдохновенно, должны усиливать в людях мужество ».

линию мировой литературы, начатую еще «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо.

В современной жизни почти не осталось экзотики. Парусники или индейские одежды можно найти разве что в музеях. В сегодняшнем мире слишком мало оптимизма и оснований для него и хватает [536] мужества. Но тоска по экзотике, по мужественными гонкой верхом по степи осталась. Поэтому прощаем Майн ридов наивность, этажность, некоторую литературную неумелость, - ведь они компенсируются утверждением обычных, простых истин и чувств, без которых жизнь так же немыслимо, как и без сложных философий.

Соломия Павлычко