Приглашаем посетить сайт

Овсянникова Л. А.: Роль водной стихии в балладах Роберта Саути.

Л. А. Овсянникова

РОЛЬ ВОДНОЙ СТИХИИ В БАЛЛАДАХ РОБЕРТА САУТИ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.3.letops.z8.ru/sience/model/problems.htm

Важную роль в балладах Р. Саути (1774-1843) играют природные символы, в частности, символы водной стихии, что не является случайностью для творчества поэта, принадлежавшего к “озерной школе”. Некоторое время он, вместе с У. Вордсвортом и С. Т. Кольриджем, жил в Кемберленде (Сев. Англия) - краю, прославившемся красивыми озерами. Вода становится не только важнейшим элементом пейзажа в его балладах (например, в перечисленных здесь), но и местом, с которым связаны значительные, даже мистические события в жизни героев.

В большинстве баллад водная стихия (озеро, река) - место обитания мистических, сверхъестественных сил (“Радигер”, “Доника”). Эта традиция зародилась еще в эпоху Средневековья в народном героическом эпосе англосаксов, ярким примером которого является “Беовульф” - произведение, стоящее “у истоков эпической светской поэзии” [Мощанская О. Л. Мотивы Ветхого Завета в “Беовульфе” и “Грехопадении”/ Синтез культурных традиций в художественном произведении: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород, 1996. С. 6.] . Водная стихия в “Беовульфе”, например, море, подчастую становится “ареной схваток добра и зла” [там же], а зло воплощено, в том числе, в образе морежителя. Саути следует этой традиции, тем более, что многие его баллады основаны на сюжетах средневековых легенд. Так, в его балладе “Радигер” (в переводе В. А. Жуковского “Адельстан”), Реин олицетворяет бездну, где обитает чудовище, которому рыцарь Радигер должен принести страшную дань - своего младенца. Однако по воле Бога отец сам оказывается ниспровергнутым в эту бездну. В балладе “Доника” мистические события происходят на берегу озера, с водами которого избегают встречи все живые существа. В героиню, услышавшую однажды унылый звук, который издали воды озера, вселяется нечистый дух. Впоследствии Доника умирает.

“Лорд Вильям” (в переводе В. А. Жуковского “Варвик”). Лорд Вильям, утопивший в реке младшего брата, которого подданные признали своим повелителем, тонет в водах этой реки.

Сходную функцию выполняет река в балладе “Суд Божий над епископом”. Там водная стихия символизирует некий последний путь, который проходит преступник в своей жизни. Епископ Гаттон, который пригласил к себе нищих, пообещав накормить, поджигает их в огромном сарае. Он был наказан за это страшное злодеяние нашествием мышей. В поисках спасения епископ покидает замок и по водам Рейна плывет к башне, но мыши преследуют его, и преступнику не удалось избежать возмездия.

Итак, можно выделить несколько функций, выполняемых символикой водной стихии в балладах Р. Саути, помимо того, что озеро или река является важнейшим элементом пейзажных зарисовок: во-первых, это место обитания мистических, ирреальных сил, во-вторых, водная стихия - исполнитель возмездия за совершенный грех, в-третьих, река - это последний путь, который предстоит пройти герою.