Приглашаем посетить сайт

Наумова О. А.: Мятежные гувернантки Ш. Бронте: викторианские стереотипы и их преодоление.

О. А. Наумова

МЯТЕЖНЫЕ ГУВЕРНАНТКИ Ш. БРОНТЕ:
ВИКТОРИАНСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

30-е - 40-е годы XIX в. популярные произведения о гувернантках заняли прочное место в массовой литературе того времени. Бесконечно тиражируемые мелодраматические конфликты подобных романов чаще всего основывались на неблаговидных преследованиях богатыми нанимателями несчастных гувернанток, которым предписывалось явить чудеса добродетели и тихо угаснуть в финале. Отнюдь не отказываясь от ряда стереотипных сюжетных коллизий, Ш. Бронте создала образ гордой мятежной Джен Эйр и привнесла в литературу тему положения женщины в викторианском обществе, смело заговорив о ее праве на свободный труд и любовь. Обращение к проблемам женского равноправия, интеллектуальной и эмоциональной эмансипации женщины было свойственно многим современницам Бронте. Именно Бронте впервые акцентировала профессиональное начало женского образа, обгоняя тем самым тенденции литературы своего времени.

Тема обретения профессии занимает центральное место в романе Городок, повествующем о девушке-сироте Люси Сноу, прошедшей путь от жалкой приживалки, скромной воспитательницы богатых девиц до опытной учительницы и директрисы собственной частной школы. Пристально следившая за современной педагогической мыслью, имевшая личный опыт преподавания, писательница сделала предметом изображения сложности процесса учения, контрасты систем женского образования в Англии и на континенте, проблемы социального неблагополучия и невысокого престижа профессии домашних и школьных учительниц, коих в Англии в 1851 г. насчитывалось около 25 тысяч. Новая проблематика вызвала закономерный интерес к книге, ибо отвечала запросам просвещенной британской публики, живо обсуждавшей возможность образовательных реформ, а драматический финал - гибель возлюбленного - был расценен как желание автора усилить принципиальное незамужество героини, компенсированное делом. Позиция самоутверждения, вызвавшая полемику в литературной среде, явно шла вразрез с викторианскими представлениями о женщине - кротком ангеле, хранительнице домашнего очага и выглядела действительно эпатажной на фоне беллетристических сахарных Афродит, что и побудило ряд дальнейших исследователей наследия Бронте объявить ее одной из первых феминисток от литературы. Рядовому читателю середины прошлого века ее романы казались необыкновенно смелыми, тем и привлекали.

Не прошли незамеченными и художественные новации в плане психологии образа. Развивая линию несоответствия внешней обыкновенности, ординарности жизненных обстоятельств и внутренней нетривиальности героини, писательница рисует парадоксальный женский характер, яркий оригинальный тип личности, не имевший аналогов в современной ей литературе, однако ставший источником подражаний в позднем викторианстве. Творчество Ш. Бронте во многом послужило моделью будущих литературных успехов авторов-женщин, писавших о женщине.