Приглашаем посетить сайт

Минина В. В.: Эстетика Джона Китса - личный путь поэта к «истинному искусству» (Тезисы)

В. В. Минина

Пермский университет

Эстетика Джона Китса - личный путь поэта к «истинному искусству» (Тезисы)

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ ЯЗЫКОВОЙ МИР
ПЕРМЬ, ПЕРМСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ, НОЯБРЬ, 2001

http://language.psu.ru/bin/view.cgi?art=0158&th=yes&lang=rus

Джон Китс, английский романтик младшего поколения, вплоть до XX столетия воспринимался литературной критикой как антиреволюционный и аполитичный поэт. Считалось, что он шел вразрез с революционными настроениями эпохи. Отрицая ценность материального бытия, религиозные и моральные принципы, он породил ошибочное представление о себе как о поэте, чье воображение занимала только эстетическая сторона жизни. Однако система эстетических представлений Китса — яркий пример политической оппозиции и эстетического протеста, выраженного не языком политики, а языком Красоты и Фантазии.

Вордсворта и Кольриджа. Поэт трансформирует ее под влиянием эстетики последователя «озерных традиций» Хэзлитта, придерживаясь основной романтической концепции о том, что в реальной жизни суть вещей скрыта под налетом повседневности. Настоящий художник должен разглядеть за обыденностью чудо, распознать в явном скрытое.

Ките воспевает силу воображения. Он возвышает его над рационализмом, рассудочным познанием и стремлением описывать мир таким, каким его понимает поэт. Ките уверен, что только через воображение можно постичь истину и красоту. «Безбоязненное доверие воображению» - вот единственный ключ к познанию сути вещей. Вскрыть истину поэт может, только полагаясь на интуицию, силу чувств, фантазию, избегая при этом ненужной логики и рациональной преднамеренности. Поэт упрекает современников в «отсутствии подлинного воображения, а потому - в поверхностности».

Свою теорию Ките излагает в трех аксиомах о поэзии. В отличие от других романтиков он стремится полностью отказаться от смешения поэзии и политики, обращаясь исключительно к миру природы, человеческих чувств, поэзии прошлого, фольклору и мифам. Ките считает, что искусство как «высшая и подлинная реальность» далеко от современности и политики. Предназначение поэта - воспевать реальность. Поэт не должен быть трибуном, он всего лишь своеобразный «хамелеон» отражающий то, что видит.

Отстаивая свободу самовыражения, романтики акцентировали свое «я», забывая зачастую об интересах читателей (особенно Байрон). Следуя традициям Шекспира, Ките противопоставляет романтикам свою концепцию «истинной Поэзии». Он освобождает читателя от засилия авторского мнения, не навязывает ему свои собственные идеи и не стремится все объяснить и прокомментировать изложенное. Он предоставляет читателю свободу и возможность самостоятельно пережить свои собственные ощущения, порожденные его поэзией. По мнению Китса, поэт не имеет собственного «я». Он равно восхищен и дурным и прекрасным, добром и злом, высоким и низким, ничтожным и возвышенным.

В 1819г. поэт переживает кризис, связанный с разочарованием в силе воображения и частичным крушением собственной поэтической концепции. Борьба двух полюсов - Фантазии и «Рацио» - ярко отразилась в одной из его лучших поэм «Ламия» («Lamia»). Образы, созданные поэтом, несут в себе символику самой проблемы. Эта поэма - предостережение. Ките изображает Поэзию, Воображение, Страсть в образе Ламии, загубленной философом-рационалистом Аполлонием. Ликий у Китса — поэт-романтик, который не смог пережить гибели своей возлюбленной. Автор предупреждает: истинный поэт должен отражать реальность, а не пытаться объяснить ее. Рационализм убивает любовь, страсть, поэзию, мечту, воображение и надежду, все то, что олицетворяет мир чувств и эмоций, мир истинной поэзии.

«Рацио»; то же самое происходит и в последующем творчестве поэта. Он сознательно принимает решение как поэт-гражданин подчинить поэзию служению своему народу, неоднократно переживая на этом поприще неудачи.

Путь Китса к истинному искусству складывался иначе, чем у Байрона и Шелли, но как и его современники, он шел от романтического субъективизма к осмыслению объективной реальности. Тот идеал поэзии, к которому стремился Ките, не был достигнут им не только из-за молодости и незрелости, но и по объективным причинам: время другого искусства еще не пришло. Однако Ките, впитывавший из жизни ее самые прекрасные моменты, создал эстетическую систему, являющуюся поистине революционной для своего времени.

Можно смело заявить, что истинный путь Китса в литературе - путь эстета, а истинная поэтическая сила - сила красоты и воображения.