Приглашаем посетить сайт

Меженко Ю. С.: Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон.

Меженко Ю. С.

БАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон,

английский поэт.

У мер 19 апреля 1824 г.

в городке Миссолунги (Греция).

Меженко Ю. С. Знаменитые писатели. Судьба и творчество.
Ростов н/Д.: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.

Байрон принадлежал к аристократической, но обедневшей семье. В десятилетнем возрасте после смерти деда (отец бежал от долгов во Францию вскоре после рождения будущего поэта) унаследовал титул лорда. Детство, проведенное в разваливающемся замке, где все напоминало о нищете, тяжелые столкновения с властолюбивой, ожесточившейся матерью, физический изъян (небольшая хромота, которая провоцировала нередкие насмешки) способствовали рано пробудившемуся чувству одиночества и собственной чужеродности окружающему миру. Это чувство стало одной из доминант лирики Байрона.

Студентом Кембриджского университета он опубликовал сборник «Часы досуга» (1807), а славу ему принесла поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», печатавшаяся отдельны­ми выпусками с 1812 по 1818 г. Поэзию Байрона воспринимали как манифест поколения, считавшего свою эпоху историческим безвременьем. Связывая, как многие его сверстники, надежду на торжество справедливости и вольности с Великой французской революцией 1789 г., Байрон трагически пережил перерождение республики в диктатуру, а затем — в империю, «деятельному деспотизму» (А. С. Пушкин). Подавленность, разочарование, горечь обманутой мечты, окрасившие поэзию Байрона, характеризуют духовную атмосферу тех лет.

от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием «тьмы». Обостренная гордость, мятежный дух, болезненное ощущение своей невостребованности временем и, по пушкинской формулировке, « преждевременная старость души », соединившись в лирическом герое Байрона, создают его уникальное умонастроение. Оно вызвало бесчисленные подражательные и полемические отклики, оставшись в истории культуры под именем «байронизма».

Конфликт Байрона с конформистски настроенным английским обществом, возникший уже после его поэтического дебюта, обострил крайне неудачный брак поэта с Аннабелой Мильбэнк. В январе 1816 г. она покинула Байрона из-за его «ужасных привычек», под которыми подразумевала неприятие любой ортодоксии, включая и непререкаемые моральные запреты. Скандал подогревался небеспочвенными слухами о более чем родственных чувствах поэта к его сводной сестре Августе Ли (она была адресатом нескольких его самых проникновенных стихотворений).

В мае 1816 г. Байрон был принужден покинуть родину (как оказалось, навсегда). Пережитое потрясение стало «вечным ядом», отравляющим его жизнь в оставшиеся годы. Оно наложило отпечаток на тональность цикла стихотворений «Еврейские мелодии» (1815), где отзываются метафоры Библии, на поэму «Шильонский узник» (1816), драматические мистерии «Манфред» (1817) и «Каин» (1821). Эти произведения, как и созданный в 1813-1814 гг. триптих из «восточных» поэм («Гяур», «Корсар», «Лара») с их ориентальным фоном, создающим ощущение красочности, эмоциональной насыщенности жизни, закрепили представление о байроническом герое как истинном выразителе социальной психологии своего века.

«Тоски язвительная сила» побуждает этот персонаж к бунтар­ству, попыткам радикально изменить собственную духовную сущность, но чувство своей ненужности на земле остается не­преодолимым. Поэмы Байрона, построенные как лирическая исповедь героя, сочетающего в себе черты незаурядной лич­ности и типичного представителя своей эпохи, с ее болезнями и верованиями, стали литературным событием. Сходство, а нередко спор с этими поэмами распознается в творчестве мно­гих современников Байрона (в «Цыганах» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, у А. Мицкевича, А. де Виньи).

«Дон Жуан», в которой сочетаются лиризм, сатира и обозрение нравов, а трактовку «вечного» сюжета о севильском обольстителе определяет пафос свободного самоутверждения личности. Вопреки мнению Пушкина, находившего, что «гений Байрона бледнел с его молодостью», это неоконченное произведение говорит о новых чертах его художественного мышления, отчасти соприродного эстетике «Евгения Онегина».

Страстная влюбленность в графиню Терезу Гвичьоли, лишенную возможности соединить свою судьбу с Байроном, способствовала сближению поэта с карбонариями и активному участию — вместе с ее отцом и братьями — в итальянском освободительном движении. Поэт, снискавший во всем мире репутацию «Колумба новейших дней», как отозвался о нем П. А. Вяземский, мечтал о «поэзии политики», означающей прямую вовлеченность в революционные коллизии эпохи, и до конца сохранил ненависть к «тиранам», которым адресованы его страстные обличения. Байрон подчинил свою жизнь борьбе за освобождение Эллады, на собственные средства собрав и вооружив отряд, с которым прибыл к месту событий. Его безвременную смерть 19 апреля 1824 г., результат развившейся лихорадки, оплакивала вся передовая Европа.

Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление, получившее название «байронизм».