Меженко Ю. С.
БАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон,
английский поэт.
У мер 19 апреля 1824 г.
в городке Миссолунги (Греция).
Меженко Ю. С. Знаменитые писатели. Судьба и творчество.
Ростов н/Д.: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.
Байрон принадлежал к аристократической, но обедневшей семье. В десятилетнем возрасте после смерти деда (отец бежал от долгов во Францию вскоре после рождения будущего поэта) унаследовал титул лорда. Детство, проведенное в разваливающемся замке, где все напоминало о нищете, тяжелые столкновения с властолюбивой, ожесточившейся матерью, физический изъян (небольшая хромота, которая провоцировала нередкие насмешки) способствовали рано пробудившемуся чувству одиночества и собственной чужеродности окружающему миру. Это чувство стало одной из доминант лирики Байрона.
Студентом Кембриджского университета он опубликовал сборник «Часы досуга» (1807), а славу ему принесла поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», печатавшаяся отдельными выпусками с 1812 по 1818 г. Поэзию Байрона воспринимали как манифест поколения, считавшего свою эпоху историческим безвременьем. Связывая, как многие его сверстники, надежду на торжество справедливости и вольности с Великой французской революцией 1789 г., Байрон трагически пережил перерождение республики в диктатуру, а затем — в империю,
от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием «тьмы». Обостренная гордость, мятежный дух, болезненное ощущение своей невостребованности временем и, по пушкинской формулировке, « преждевременная старость души », соединившись в лирическом герое Байрона, создают его уникальное умонастроение. Оно вызвало бесчисленные подражательные и полемические отклики, оставшись в истории культуры под именем «байронизма».
Конфликт Байрона с конформистски настроенным английским обществом, возникший уже после его поэтического дебюта, обострил крайне неудачный брак поэта с Аннабелой Мильбэнк. В январе 1816 г. она покинула Байрона из-за его «ужасных привычек», под которыми подразумевала неприятие любой ортодоксии, включая и непререкаемые моральные запреты. Скандал подогревался небеспочвенными слухами о более чем родственных чувствах поэта к его сводной сестре Августе Ли (она была адресатом нескольких его самых проникновенных стихотворений).
В мае 1816 г. Байрон был принужден покинуть родину (как оказалось, навсегда). Пережитое потрясение стало «вечным ядом», отравляющим его жизнь в оставшиеся годы. Оно наложило отпечаток на тональность цикла стихотворений «Еврейские мелодии» (1815), где отзываются метафоры Библии, на поэму «Шильонский узник» (1816), драматические мистерии «Манфред» (1817) и «Каин» (1821). Эти произведения, как и созданный в 1813-1814 гг. триптих из «восточных» поэм («Гяур», «Корсар», «Лара») с их ориентальным фоном, создающим ощущение красочности, эмоциональной насыщенности жизни, закрепили представление о байроническом герое как истинном выразителе социальной психологии своего века.
«Дон Жуан», в которой сочетаются лиризм, сатира и обозрение нравов, а трактовку «вечного» сюжета о севильском обольстителе определяет пафос свободного самоутверждения личности. Вопреки мнению Пушкина, находившего, что «гений Байрона бледнел с его молодостью», это неоконченное произведение говорит о новых чертах его художественного мышления, отчасти соприродного эстетике «Евгения Онегина».
Страстная влюбленность в графиню Терезу Гвичьоли, лишенную возможности соединить свою судьбу с Байроном, способствовала сближению поэта с карбонариями и активному участию — вместе с ее отцом и братьями — в итальянском освободительном движении. Поэт, снискавший во всем мире репутацию «Колумба новейших дней», как отозвался о нем П. А. Вяземский, мечтал о «поэзии политики», означающей прямую вовлеченность в революционные коллизии эпохи, и до конца сохранил ненависть к «тиранам», которым адресованы его страстные обличения. Байрон подчинил свою жизнь борьбе за освобождение Эллады, на собственные средства собрав и вооружив отряд, с которым прибыл к месту событий. Его безвременную смерть 19 апреля 1824 г., результат развившейся лихорадки, оплакивала вся передовая Европа.
Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление, получившее название «байронизм».