Приглашаем посетить сайт

Матченя С. Р.: Композиционный аспект нарратива в романе "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" Т. Гарди

С. Р. Матченя


КОМПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ НАРРАТИВА
В РОМАНЕ ТЭСС ИЗ РОДА Д’ЭРБЕРВИЛЛЕЙ Т. ГАРДИ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

В композиционном аспекте нарратива, в соотношении образов героев в повествовании Т. Гарди шел в русле давней традиции - любовные треугольники (мужчина и две женщины, женщина и двое мужчин) фигурируют в европейском романе со времен эллинизма. Своеобразие же трактовки этой композиционной конфигурации персонажей у писателя в том, что он создает как бы равновесно-неравновесную систему отношений между героями.

иллюстрация философского тезиса, высказанного автором в пятой главе книги: Быть может, план всего сущего задуман и хорошо, но выполняется он плохо... Природа не часто говорит смотри! бедному своему созданию в час, когда увидеть - значит найти счастье, и отвечает здесь! на крик человеческий где?, когда игра в прятки успеет прискучить (till the hide-and-seek has become an irksome, outwarn game). Говоря иначе, жизнь в понимании Гарди-это не честная игра (fair play) в викторианском понимании этого термина, а некое хаотическое состояние, в котором более или менее упорядоченные правила то и дело перебиваются неупорядоченной суетностью, конфликтностью желаний человеческих, случайными факторами существования.

Эта метафизическая разлаженность игрового механизма Судьбы проявляется в романе как сцепление запутанных многоходовых причинно-следственных взаимосвязей, как проявление закономерной трагической иронии событий, действующей через хаос случайностей. Случайности же в сюжете романа - это чаще всего вид закономерности. Например, эпизод первой встречи (= НЕ ВСТРЕЧИ) Тэсс с Энджелом: для танца он выбирает случайно попавшую ему на глаза девушку из хоровода. Но и эта случайность закономерна - ведь и совсем ещё юная героиня и её будущий муж были тогда очень робки, над обоими довлела строгая викторианская мораль, не позволявшая им дерзко смотреть в глаза друг другу.

Случайное и закономерное (и в социальном, и в метафизическом плане) настолько плотно взаимодействуют друг с другом в повествовании, что любая деталь, любой образ книги оказываются необходимыми для понимания замысла произведения. Фигура Тэсс, естественно, доминирует, её образу подчинена вся художественная ткань романа, начиная с картин Природы, сцен деревенской жизни.