Приглашаем посетить сайт

Маслова М. А.: Игровое начало в поэтике У. Теккерея.

М. А. Маслова

ИГРОВОЕ НАЧАЛО В ПОЭТИКЕ У. ТЕККЕРЕЯ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

Игровой подход к литературе как один из важнейших эстетических принципов У. Теккерея проявляется и на уровне жанровой формы, и в системе образов, и в авторских размышлениях, и в стилистическом оформлении материала.

Иронично-скептичное отношение Теккерея ко всему на свете связано с понятием Судьбы, которая управляет людьми, часто сводя на нет их тщетные усилия в борьбе с обстоятельствами. Не могут предугадать результатов своей деятельности ни исторические персонажи (Наполеон, Дж. Вашингтон), ни вымышленные герои (полковник Ньюком, Генри Эсмонд). Судьба превращает людей в куклы, подчиняющиеся чужой воле, а жизнь - в игру, лотерею. Театрализация жизни наиболее ярко воплотилась в Ярмарке тщеславия, где жизнь представлена как балаган. Но эта тенденция характерна для всего творчества Теккерея. Все мы лишь игрушки рока! - заявляет Барри Линдон. В Истории Генри Эсмонда игровое начало жизни проявляется в её мифологизации. Герои эсмондовской летописи играют старые, давно известные истории роли. История милорда Каслвуда и покинутой им Рэйчел напоминает Париса и Энону, Язона и Медею. Беатриса сравнивается с Дианой-охотницей, Омфалой и Далилой. Самого себя Эсмонд называет Исавом, отдавшим своему брату Иакову право первородства, а любовь к Рэйчел - вариант библейской любви Иакова к Рахили. А в конечном итоге история каждого мужчины и женщины восходит к истории Адама и Евы.

Игровое начало в поэтике Теккерея обнаруживает себя в литературных мистификациях: листок Зрителя, выпущенный якобы Р. Стилем (История Генри Эсмонда), пьеса Дж. Уоррингтона Покахонтас, обсуждаемая критикой (Виргинцы), пародии Романы знаменитых писателей. В Истории Генри Эсмонда авторство приписывается вымышленному лицу, джентльмену XVIII века, чьи записки воспроизводят стилистическую манеру, соответствующую эпохе.

- основной приём в характеристике Бекки Шарп, Рэйчел Каслвуд, Марии Каслвуд. Игра масками-ролями (Желтоплюш, Фиц Будль, Титмарш) - использование различных псевдонимов в ранних сатирических повестях. Но эти образы связаны уже с пантомимной условностью карнавала. Пародийно-игровой аспект проявляется здесь на уровне стилизации (ньюгетский роман, роман серебряной вилки, арго, разговорная речь).

Теккерей манипулирует, играет различными точками зрения на один и тот же предмет, отрицая абсолютность истины. У каждого своя правда... (Пенденнис), Друзья рисуют нас так, враги иначе, и обе стороны правы (Ньюкомы), Стоит лишь изменить угол зрения, и величайший подвиг покажется низостью... великан превращается в пигмея (История Генри Эсмонда).

Таким образом, наряду с жизнеподобными формами Теккерей использует условно-игровые формы отображения действительности, которые связывают его творчество с традицией романтиков и более давней традицией народного карнавального искусства.