Приглашаем посетить сайт

Ладилова М. В. Функционирование игровых элементов в поэмах Вальтера Скотта.

М. В. Ладилова

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПОЭМАХ ВАЛЬТЕРА СКОТТА

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры
Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы
(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.3.letops.z8.ru/sience/model/problems.htm

особняка в готическом стиле, и, разумеется, сам романтический метод, по определению предполагающий изрядную долю возвышающего обмана. Открывая читателю таинственное Средневековье, Скотт активно вводит в композицию всех поэм сцены народных праздников, игр, турниров, мистических перевоплощений, часто напрямую не связанных с сюжетом (рыцарский турнир в Песни Последнего Менестреля и состязание стрелков в Деве озера; сцены светских развлечений и народных праздников в Деве озера и Видении дона Родерика).

В образной системе поэм обязательно присутствует, помимо фантастических персонажей, некий таинственный герой-травести, действующий под маской, пытаясь скрыть свое лицо и имя. Король Джеймс (Дева озера) и претендент на королевский трон Брюс (Лорд островов) путешествуют по своей стране под видом обыкновенных рыцарей, Констанция Беверли (Мармион) и Эдит (Лорд островов) переодеваются в мужской костюм пажа, чтобы находиться неузнанными рядом со своими возлюбленными, рыцарь Мортам разыгрывает роль привидения в Рокби. Отдельного анализа заслуживают персонажи, использующие психологические маски, т. е. лицемерным поведением скрывающие истинную сущность или намерения (барон Освальд в Рокби). Эти приемы будут впоследствии не раз использованы Скоттом в романах. Интересно и функционирование в поэмах песен-баллад: кроме прочего, их исполнение превращается в своеобразную игру-состязание между менестрелями (Песнь...). Исполнение песен являлось не только развлечением, с их помощью иносказательно выражался скрытый смысл ситуации (песни-предупреждения в Деве озера и Рокби, песня-провокация в Лорде островов). Да и сам образ менестреля предполагает способность к импровизации, игре, перевоплощению, что использовалось нередко в корыстных или преступных целях (бард-разбойник Блондель под предлогом развлечения гостей проникает в дом Рокби и открывает дверь врагам).

Таким образом, элементы игровой культуры в раннем творчестве В. Скотта выполняют, наряду с развлекательной еще и сюжетообразующую, и смыслообразующую функции.