Приглашаем посетить сайт

Корепанова А. Ю.: Образ поэта в сборнике А. Ч. Суинберна "Стихотворения и баллады, первая серия" (1866)

А. Ю. Корепанова

Санкт-Петербургский государственный университет

ОБРАЗ ПОЭТА В СБОРНИКЕ А. Ч. СУИНБЕРНА

«СТИХОТВОРЕНИЯ И БАЛЛАДЫ, ПЕРВАЯ СЕРИЯ» (1866)

XXXV Международная филологическая конференция, 2006 г.

http://conf.phil.spbu.ru/Archives/book/2005/foreign_lit/

Явление «увлечения средневековьем» в культурной жизни Англии середины XIX в. вызвало к жизни новый этап и в истории английской поэзии. Потребовал уточнения вопрос о роли поэта в жизни общества, чем объясняется возросший интерес многих авторов (А. Теннисона, Р. Браунинга, поэтов-прерафаэлитов) к образу поэта, выразившийся в их лирике.

Как автор, близкий прерафаэлитам, А. Ч. Суинберн также воспринял эту тенденцию. На волне «увлече­ния средневековьем» он создал триптих «Рудель» (1858), посвященный средневековому французскому трубадуру.

В принесшем автору известность сборнике «Стихотворения и баллады» (1866) образ поэта присутствует в ряде стихотворений. Они не собраны в цикл, а расположены среди других произведений, что делает образ поэта, в его вариативных воплощениях, сквозным в сборнике.

Интересно, что Суинберном были созданы три сборника «Стихотворений и баллад», которые сам автор после выхода в свет второго сборника определил как «серии». Вторая и третья серии «Стихотворений и баллад» вышли в свет соответственно в 1878 и 1889 гг. После 1878 г. все повторные издания первого сборника выходили с уточненным названием «Стихотворения и баллады, первая серия». Объединяющее название сборников предполагает определенное единство между ними, в изучении которого будет важен анализ сквозных образов, в том числе и образа поэта1.

В серии 1866 г. образ поэта впервые появляется в третьем стихотворении «Восхваляющий Венеру». Истоки его создания связаны с «увлечением средневековьем»: оно вдохновлено легендой о миннезингере Тангейзере, возлюбленном Венеры. С образом Тангейзера, от лица которого написано стихотворение, автор связывает восхваление чувственной любви и красоты, что подчеркивается уже в названии. Обращение к этому средневековому преданию иллюстрирует представление Суинберна о величии личности поэта, который ставится на уровень бога (избранника богини).

В пятом стихотворении «Триумф времени» Суинберн создал образ «поэта с разбитым сердцем», оплакивающего свою судьбу. Такое восприятие поэта усиливается введением фрагмента о трагической любви трубадура Руделя, к образу которого Суинберн уже обращался ранее. Название произведения напоминает о поэме «Триумфы» Ф. Петрарки, одна из частей которой носила такое же название («TriumphusTemporis»). Заимствование у знаменитого поэта Возрождения проявляется в том, что трактовка любви в «Триумфе времени» носит петраркистский оттенок. Это любовь, обреченная быть неразделенной, поскольку возлюбленная не свободна (поэт называл ее «любовью к небесной Венере»2). Однако герой не считает, что это чувство стало его несчастьем. В этом он близок петрарковскому Франциску, для которого неразделенная любовь служит источником радости, так как обогащает и возвышает душу героя.

С «Триумфом времени» связано стихотворение «Прощание» (седьмое). Исследователи указывают на сходные черты лирических героев этих произведений3. В «Прощании» Суинберн развивает тему отвергнутой любви поэта, который призывает свои песни умолкнуть, так как они не тронут возлюбленную. Тем самым подчеркивается бессилие поэзии перед лицом судьбы.

Нельзя не отметить, что герои «Восхваляющего Венеру» и данных двух стихотворений озвучивают две средневековых концепции любви: любовь к «черной» Венере («fal amor») и к «белой», «небесной» Венере («fin amor»). При этом героев сближает замкнутость на своих переживаниях, социальная пассивность.

Позиция поэтессы Сапфо, героини девятого в сборнике стихотворения «Анактория», иная. Поэтесса утверждает, что и любовь, и жизнь человека мимолетны, в отличие от поэзии, которая бессмертна. Желание героини остаться в мире, воздействовать своим творчеством на людей является эволюционным изменением в образе поэта по сравнению с Тангейзером и героем «Триумфа времени». От идеи «триумфа времени» над поэзией Суинберн переходит к идее «триумфа поэзии», ее победы над судьбой и временем.

Закономерным в связи с этим представляется поиск автором своего героя уже в современности. Стихотворение «Памяти Уолтера Сэвиджа Лэндора» (тридцать первое в сборнике) посвящено реально состоявшейся встрече Суинберна с поэтом-романтиком. Образ Лэндора в стихотворении величествен: для его характеристики используются эпитеты «святой», «благословенный», «могущественный», «царственный». Однако прежде всего в этом произведении Суинберна интересует тема духовной связи поэтов. Лирический герой автора видит во встрече «самого старшего и самого младшего из английских певцов» мистический момент, не случайно вводятся образы встречи весны и свободы, утренней и вечерней звезды, а Лэндора поэт воспринимает как «отца и друга».

– это образ поэта-пророка, наделенного, как и Сапфо в «Анактории», мистическим даром – воздействовать словом. Однако если в «Анактории» Суинберн просто ввел такой образ, то теперь он утверждает связь с ним своего лирического героя.

«повелителю», «учителю» указывают на желание лирического героя следовать Гюго, то есть воздействовать на людей, на общество путем творчества. Заметим, что произведение расположено в центре сборника, что указывает на кульминационную перемену в сознании лирического героя.

В «Сапфических строфах» (сорок шестое стихотворение в сборнике) вновь возникает тема духовной связи поэтов: здесь возвращается образ Сапфо, пение которой лирический герой автора слышит во сне. Характерен в этом произведении и мотив божественности творческой личности, уже возникавший в «Восхваляющем Венеру». В видении лирического героя Сапфо предстает в обществе внимающих ее песне Аполлона и Афродиты.

В «Посвящении», завершающем сборник, лирический герой Суинберна подводит итоги творческого пути к созданию книги, отмечает перемены в своем творчестве. Знаковым является его стремление оставить в читателе хоть какой-то след своим творчеством.

Образы поэтов в сборнике Суинберна связаны с различными историческими эпохами: Тангейзер и Рудель – авторы средневековые, Сапфо – античная поэтесса, Лэндор и Гюго – старшие современники Суинберна. Такой выбор иллюстрирует отход Суинберна от «увлечения средневековьем», поиск идеала творческой личности в античности и современности.

Во второй серии «Стихотворений и баллад» тема поэта становится центральной. Здесь Суинберн возвращается и к теме духовной связи поэтов. По мнению автора, великих поэтов вдохновляет бог Аполлон, которому «принадлежат все песни людей». Через общий источник вдохновения все поэты связаны и друг с другом. Как и в первом сборнике, произведения серии 1878 г. посвящены поэтам самых разных эпох, от Сапфо и Катулла до Шелли и Гюго.

В третьей серии «Стихотворений и баллад» с образом поэта связаны аналогичные идеи: божественности его дара («Пан и Рожденный морем»), духовной связи с другими поэтами («Во время печали», «Призыв», «Переводчики»), пророческого служения («Содружество», «Армада»).

Таким образом, проблема творчества и образ поэта в его эволюционных изменениях связывают первый сборник «Стихотворений и баллад» со второй и третьей сериями. Наличие интертекстуальных образов, идей в трех сборниках Суинберна позволяет говорить об их художественном единстве.

Примечания

1 Поэзия А. Ч. Суинберна цитируется по следующим изданиям: A.Ch.PoemsandBallads. London, 1866; Swinburne A. Ch. Poems and Ballads, Second Series. London, 1878; Swinburne A. Ch.

2  Mallock W. Memoirs of Life and Literature. N. Y., 1920. Р. 76.

3  . Ch. Swinburne. N. Y., 1964. Р. 98; Hyder C. ’s Literary Career and Fame. Durham, 1933. Р. 58; Lang C.