Приглашаем посетить сайт

Кондратенко Н. В.: "Нортенгерское аббатство" Джейн Остен как пародия на готический роман

Н. В. Кондратенко

"НОРТЕНГЕРСКОЕ АББАТСТВО " ДЖЕЙН ОСТЕН
КАК ПАРОДИЯ НА ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.3.letops.z8.ru/sience/model/problems.htm

Таинственная и неподражаемая Джейн Остен (1775-1817), жившая и писавшая на рубеже XVIII-ХIХ веков, вдруг вновь вошла в моду в конце двадцатого столетия. Джейн Остен воспринимают почти как культовую фигуру. Творчество Джейн Остен переживает сейчас в Англии настоящее возрождение: заново издаются все ее романы, компакт-диски с записями, кассеты для слепых, популярны становятся компьютерные сайты, посвященные писательнице. Чрезвычайный интерес вызывают всякие мелочи в стиле Джейн Остен: корзинки для пикников, бижутерия, кухонные книги, белье. Местом паломничества поклонников стал ее домик в Чотэне.

Свое отношение к массовой литературе конца XVIII века, в которой преобладали сентиментальные мотивы и готика, Джейн Остен впервые высказала в своих юношеских пародиях. В них Остен высмеивает фальшивые чувства, ложный пафос, страхи и надуманные ситуации готического романа, созданного трудами Анны Радклиф.

Прямым продолжением юношеских пародий Остен был ее первый роман, задуманный, начатый и законченный вслед за юношескими пародиями в 1794 году. Это Нортенгерское аббатство (1803), в котором мы находим пародию как на готический роман, так и на отношение к нему наивных обывателей. Сюжет строится вокруг приключения попавшей в настоящее аббатство провинциальной барышни, начитавшейся популярных романов и знающей произведения Анны Радклиф наизусть.

Главная героиня Кетрин Морленд, попав в старинный особняк и услышав малейший шорох или скрип, готова поверить в то что, это непременно привидение, а найденный ею в старинном шкафу счет от прачки представляется ей как древняя рукопись, раскрывающая тайну преступления хозяина замка.

Описание комнат и явлений природы выполняют сатирическую функцию: Кетрин беспрерывно попадает впросак, убеждаясь, что ищет таинственное и загадочное там, где его нет и в помине. Во владельце замка генерале Тилни Кетрин Морланд долго хочет видеть злодея и убийцу, якобы замучившего свою покойную жену.

Только убедившись наконец в нелепости своих предположений, Кетрин начинает постепенно во всех своих заблуждениях винить книги, которыми так безрассудно увлеклась.

Наблюдая за развитием сюжета этого произведения, можно без труда узнать литературные пристрастия и взгляды Джейн Остен.

Когда щеголь Джон Торп, стараясь поддержать разговор с Кетрин, объявляет роман Ричардсона Сер Грандисон страсть что за противная книга, то сразу становится очевидна позиция автора в отношении этого произведения. Далее Торп самодовольно заявляет, что вообще редко читает романы, так как у него есть дела поважнее. Они ведь всегда полны такой чепухи, - говорит Торп. - После Тома Джонса не вышло ничего, о чем стоило бы говорить. Разве что Монах. Я читал его на днях. Но что до всего остального, романы - это самое глупое, что можно найти в природе.

и готикой. Сама же Остен всю свою жизнь считала Джонсона своим учителем, писателем способным привить хороший вкус. Она высоко ценила Каупера и Кребба, охотно читала М. Эджуорт и В. Скотта, Серна и Гольдсмита, Ричардсона и Филдинга.

В завершении своего романа Нортенгерское аббатство Остен выражает свою точку зрения на готический роман словами Кетрин Морленд Как бы ни были очаровательны все романы миссис Радклиф, - рассуждает Кетрин, - как бы ни были хороши книги даже ее последователей, не в них следует искать людям, живущим в сердце Англии, отражение человеческой природы.

романов с бурными эмоциями и демоническими героями