Приглашаем посетить сайт

Кондратенко Н. В.: Фанни Прайс: черты национальной идентичности (на материале романа Джейн Остен Менсфнлд-парк)

Кондратенко Н. В.
ТГУ

Фанни Прайс: черты национальной идентичности
(на материале романа Джейн Остен Менсфнлд-парк)

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Региональный научно-методический центр "Русский дом Диккенса"

http://www.russiandickens.com/sience/publication.htm

Джейн Остен (1775-1819) родилась в семье провинциального священника, а принадлежность Остенов к родовитому дворянству обусловила круг знакомств и связей семьи, открывая перед ними двери так называемых лучших домов графства. Отсюда доскональное знание жизни обитателей английского поместья. Писательница не копировала эту жизнь, но очень строго придерживалась того, что наблюдала вокруг себя. Цель данной статьи: охарактеризовать проявление английской национальной идентичности на уровне персонажей романа Менсфилд-парк.

Роман Менсфилд-парк был написан в 1813 году. В нем ярко проявилось мастерство художественной изобразительности

но и выводы о моральном и нравственном облике провинциального дворянства и духовенства. А. Кеттл писал: В своих оценках она никогда не исходила из каких-либо напыщенных, не относящихся к делу идеалов, но всегда опиралась на реальные факты, на описываемые ею события, на устремления своих героев1. В Менсфилд-парке характеры раскрываются в поступках и речах персонажей без прямого вмешательства автора. В основном же повествование держит мастерски выстроенный диалог, который и отражает поведение героев, их психологию. Действие романа разворачивается в английском поместье в Нортгемптоне, в самом центре Англии. Главной героиней романа является Фанни Прайс. Фанни - бедная родственница на попечении дяди, хозяина поместья. Выбор бедной сироты в качестве главной героини не случаен, так как двойственная роль сторонней наблюдательницы и одновременно участницы повседневного быта семьи позволяет автору удачно решать свои задачи.

В самом начале романа очень искусно строится сцена, изображающая сразу несколько характеров и показывающая такие черты национальной идентичности, как культ приличий и лицемерие. В связи с решением сэра Томаса выписать из Портсмута племянницу леди Бертрам и тем самым несколько облегчить материальное положение многодетной миссис Прайс, происходит семейный совет, на котором высказываются и миссис Норрис, и леди Бертрам, и сам баронет: Даже если мисс Ли ничему не научит ее, она научится быть доброй и умной от общения с нами - говорит тетушка Норрис2 (239). Я надеюсь, она не будет дразнить моего бедного Пага, - замечает леди Бертрам... (С. 240). Конечно, миссис Норрис, нам представятся трудности, - говорит хозяин дома, -... как сохранить в сознании моих дочерей, которые будут расти с нею, понимание дистанции? Того, что они представляют по сравнению с нею... и в то же время, не унижая ее, дать ей понять, что она не ровня Бертрамам (С. 240).

В начале романа Д. Остен характеризует Фанни как скромную и робкую девочку. Первые чувства, которые испытывает девочка, прибыв в Менсфилд-парк, - это тоска по дому. Меж тем маленькая гостья чувствовала себя глубоко несчастной... тосковала по оставленному дому и оттого не смела поднять глаз и говорила едва слышно или сквозь слезы (С. 242). Карен Хьюитт в своей книге Понять Британию[1] отмечает, что дом для англичанина не только место, где он живет, но и вся атмосфера, созданная живущими там людьми. Пройдут годы, Фанни привыкнет к укладу жизни Менсфилд-парка и он станет ей по-настоящему дорог. При всей своей робости... Фанни прижилась в Менсфилд-парке и постепенно привязывалась к нему все сильней, почти как к родному дому... (С. 248). Ту же тоску, что и в начале романа, но только уже по Менсфилд-парку, Фанни испытывает, оказавшись после долгих лет разлуки в родительском доме: Она же, напротив, только о Менсфилде и думала, о милых его обитателях, о его радующих душу обыкновениях. Оттого, что все здесь было по-другому, не проходило и часу, чтоб она не вспоминала жизнь в Менсфилде - его изящество, благопристойность, размеренность, гармонию и, пожалуй, прежде всего, мир и спокойствие (С. 577). Покою и гармонии имения Бертрамов противопоставляется так же описание интерьера в доме родителей Фанни в Портсмуте.

Джейн Остен вкладывает в уста миссис Норрис рассуждение о необходимости для молодой девушки образования: Дайте девочке образование и надлежащим образом подготовьте ее к вступлению в жизнь, и можно ставить десять против одного, что все наладится само собой... (С. 236). Во времена Джейн Остен молодые девушки обучались истории, иностранному языку, географии, литературе, философии, основам химии и астрономии. Джейн Остен, будучи одной из образованнейших женщин своего времени, с явной иронией характеризует познания сестер Бертрам. ... Когда кузины обнаружили, что она (Фанни - Н. К.) понятия не имеет о многом, с чем сами они давно знакомы, они сочли ее невероятной тупицею (С. 246).

Тетушка Норрис, будучи невысокого мнения о способностях Фанни, всячески поддерживает своих племянниц, говоря: Ваши папенька и маменька по доброте своей воспитывают ее вместе с вами, однако же ей вовсе нет надобности быть такой же образованной, как вы, - напротив того, гораздо желательней, чтоб в этом было некоторое отличие (С. 247). Сестры Бертрам своим поведением... нередко унижали Фанни, но она была о себе такого невысокого мнения, что не чувствовала обиды. Сознание сословной иерархии - еще одна черта английской национальной идентичности, присущая Фанни.

заботу о Фанни по прибытии ее в имение, стал для нее другом и советчиком по многим вопросам, в том числе, и в области образования: Он знал, что она девочка смышленая, понятливая, к тому же исполнена здравомыслия и любви к чтению, которое, должным образом направленное, уже само по себе образование (С. 250). Эдмунд рекомендовал ей (Фанни -Н. К.) книги, которые завораживали ее в часы досуга, он развивал ее вкус и поправлял ее суждения; чтение шло ей на пользу, так как Эдмунд беседовал с ней о прочитанном и благоразумной похвалой делал ее книгу еще привлекательней (С. 250). Понятно, почему у Фанни возникает привязанность к кузену, впоследствии переросшая в глубокое чувство. В связи с этим Д. Остен обращает внимание на одну из характерных черт английской девушки - сдержанность в проявлении чувств. Внимательное отношение к вопросам брака - как имеющим отношение к семье и дому -одна из важных составляющих английского национального характера. Вопросы брака, ответственности в выборе спутника или спутницы жизни, которую несут на себе родители и сами молодые люди, постоянно обсуждаются в романе. Фанни не надеется на взаимные чувства со стороны Эдмунда только потому, что он выше ее по положению в обществе. Выходить замуж без любви безнравственно, в этом Фанни убеждена. Она не принимает предложение, сделанное ей богатым светским франтом Генри Кроуфордом. Сэр Бертрам не может понять, как Фанни могла отказаться от такой неожиданной и выгодной партии. Одиночество порой бывает лучше, чем одиночество вдвоем, в браке-сделке, считает Фанни. Ни в одном другом романе Остен нет такого неприкрытого осуждения меркантильного подхода к жизни, как в Менсфилд-парке.

Д. Остен редко использует описание природы, но в Менсфилд-парке английский пейзаж помогает понять внутреннее состояние героини и отражает еще одну черту английскости - любовь к зеленой Англии. Примером тому может служить эпизод возвращения из Портсмута: Фанни по всему пути замечала, как все переменилось по сравнению с февралем; но когда они въехали в менсфилдские владения, все ее ощущения, ее радость стали острей. Прошло три месяца, полных три месяца с тех пор, как она покинула эти милые ей места; и на смену зиме шло лето. Куда ни глянь, зеленели поля и лужайки, а деревья, хотя еще сплошь в листве, вступили в ту восхитительною пору, когда знаешь, что они вот-вот станут еще краше, когда, уже и так радуя взор, они сулят воображению еще много прелести... (С. 628).

История Фанни Прайс, обстоятельства, в которые она попадает, страдания, которые ей приходится пережить, помогают ей обрести себя и найти свое счастье. Само присутствие Фанни в Менсфилде, ее доброта и бескорыстие, ее честность и стойкость показывают пороки и слабости окружающих.

Д. Остен, описывая историю молодой девушки, отразила важные черты английской национальной идентичности. Прежде всего, культ дома и семейных ценностей. Писательница охарактеризовала составляющие английского представления о благовоспитанной женщине: образованность (хотя и поверхностная - Н. К.), строгое следование приличиям, сдержанность в проявлении чувств. Вместе с тем на протяжении всего романа Д. Остен изображает свойство английскости как высокомерие, жесткая сословная иерархия, меркантилизм.

3. Хьюитт К. Понять Британию. Ижевск, 1992.

-