Приглашаем посетить сайт

Калининская Н. Б. : Психологизм детективных рассказов Диккенса (Тезисы)

Психологизм детективных рассказов Диккенса (Тезисы)

Н. Б. Калининская
Пермский университет


ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ ЯЗЫКОВОЙ МИР
ПЕРМЬ, ПЕРМСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ, НОЯБРЬ, 2001
http://language.psu.ru/bin/view.cgi?art=0159&th=yes&lang=rus

Психологизмом называют изображение в литературе внутреннего мира персонажа. Существуют три основные формы психологического изображения:

которые протекают во внутреннем мире человека). Несмотря на то, что одно из правил детектива гласит: «Стиль в детективе столь же неуместен, как в кроссворде», не все авторы разделяют это мнение, а многие детективные рассказы (в том числе и детективная проза Диккенса) отличается развернутым психологизмом, изобретательной интригой, богатством и мастерством слова. Бурное развитие психологии во второй половине XIX века сказалось на творчестве Диккенса. Но очевидно и обратное влияние. По выражению К. Чейз, «Бронте, Диккенс и. Элиот сумели осуществить творческий акт, предвосхитивший открытия современной психологии, а их художественные тексты стали постоянным объектом научного исследования».

Большое место в детективной прозе Диккенса отведено психологическому портрету. Д. Троттер отмечает, что существуют десятки диккенсовских героев, на чьих портретах можно тренироваться в физиогномике, умению по внешности людей определять их психологические и социальные характеристики. В рассказе «Сыскная полиция» Диккенс дает коллективный портрет сыщиков Скотланд - Ярда, который подтверждает уважение писателя к профессиональным сыщикам: «... их лица носят... явственный отпечаток непрестанного и сильного умственного напряжения». У них у всех хорошие глаза; и все они умеют и любят, разговаривая с человеком, кто бы он ни был, смотреть ему прямо в лицо». Писатель акцентирует роль художественной детали портрета, которая может явиться «ключом к раскрытию всех тайн человека». Яркая психологическая деталь - прямой пробор, на который разделены волосы мошенника в обличье джентльмена из рассказа «Пойман с поличным» вызывают сильнейшую антипатию и подозрения главного героя. Несмотря на учтивое обращение, Слинктон производит впечатление человека доминантного, властного, категоричного, путем эмоционального давления на собеседника заставляющего других делать и говорить то, что ему (Слинктону) выгодно. Внешность, по мнению Троттера, - знаковая единица обмена в «экономике» общения.

«я» и фрейдовского «эго». По его мнению, провалы памяти рассказчика в первом случае заполняются фантазией повествователя, во втором - воображением врача. Фантазия, воображение служат необходимым условием формирования я-концепции человека. Другим условием создания «я» Лоренс называет звучащий обращенный монолог. И, наконец, он отмечает динамичность «я», его постоянную текучесть и становление. Герои рассказа «Сыскная полиция» - сыщики Скотланд-Ярда - по очереди делятся с коллегами своими воспоминаниями, случаями из профессиональной практики, причем Слушатели предельно внимательны к говорящему. Можно предположить, что частично истории «присочиняются», но слушатели одобряют товарища, с «живейшим интересом следят за его речью», восторженно поддерживают рассказчика, переспрашивают, уточняют детали. В обстановке внимания и уважения к личности, при условии выслушивания до конца, в ходе регулярных монологов выстраивается полнокровная профессиональная и человеческая я-концепция каждого из присутствующих. Иногда свое настоящее «я» герои Диккенса маскируют «я» искусственным. Мошенник Слинктон из рассказа «Пойман с поличным» предъявляет всем маску добропорядочного джентльмена: «я знаю, ... как драгоценно время делового человека и как на свете много навязчивых людей». Маска помогает ему войти в доверие, завоевать симпатию, «стать своим», добиться цели, но при этом существует постоянный риск разоблачения. Когда внезапно обнаруживается истинное «я» Слинктона, он переживает настоящий шок, аффект страха: «я в жизни никогда не видывал, чтобы человек так испугался». Диккенс увлечен описанием широкого спектра чувств, эмоций, аффектов, страстей. Интересный пример эстетической эмоции приведен в рассказе «Мастерское прикосновение». Оказавшись рядом с преступником, сыщик незаметно выхватывает у него украденную бриллиантовую булавку. Коллеги оценивают успех друга как «один из самых красивых фокусов». Этот маленький штрих, наслаждение находчивостью, ловкостью, профессионализмом собрата подкрепляет описание других высших чувств сыщиков: любви к товарищам, убежденности в правильно избранном пути, веры в свое дело. Этика и психология находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Экзистенциальная психология рассматривает поведение как этический выбор и выделяет несколько вариантов жизни. Положительные герои детективных рассказов Диккенса добровольно выбирают вариант «жизнь как творчество». Их этический выбор индуцирует высшие чувства и эмоции. Диккенсовские убийцы выбирают вариант «жизнь против жизни», чем обуславливают появление низших чувств ненависти, мести, зависти. Н. Л. Потанина рассматривает социально-психологический детерминизм в качестве важнейшего принципа изображения диккенсовских характеров:

«Персонажи образуют группы, дополняя друг друга, глубже выявляя достоинства и недостатки». Психологический анализ межличностных отношений зависимости (мучитель-жертва) в рассказе «Пойман с поличным» и связанной с этими отношениями проблемы свободы предвосхищает нравственные искания литературы конца XIX-XX века. Типичными примерами психологического повествования у Диккенса являются описания состояний транса, забытья, медитации. Именно на фоне таких трансовых состояний -бессонницы, дремоты, расслабленности, опьянения, наркотической или лекарственной интоксикации возникают фантастические картины воображения. Темпоритм анафорических параллельных синтаксических конструкций вторит творческому процессу воображения, у которого своя логика, прихотливость, свои ассоциации. Очевидно влияние импрессионизма на подобное психологическое повествование. Импрессионистское описание Темзы в рассказе «С отливом вниз по реке» помогает создать впечатление экзистенциальной угрозы, которую представляет окружающий мир для человека, и контрастирует с привычным ежедневным мужеством безымянных служащих речной полиции. Важнейший прием психологизма - внутренний монолог - приближает героев к читателю. Инспектор Филд («С инспектором Филдом - при отправлении службы») и жители ночлежек прихода Сент-Джайлс понимают друг друга с полуслова. Тенденция «от комического к лирическому» их внутренних монологов (вернее, диалогов) при встрече, почти артистическое вживание автора в образы усиливают воздействие эпизода, возбуждают в читателе эмоцию, соответствующие авторской.

При поддержке Института "Открытое общество" (ФОНД СОРОСА). Россия