Приглашаем посетить сайт

Голдырева Е. Е.:Роль мотива «детский вопрос» в раскрытии идейного содержания баллады Р. Саути «Бленгеймский бой»

Е. Е. Голдырева

МОУ СОШ 33, г. Озёрск

Роль мотива «детский вопрос» в раскрытии идейного содержания баллады Р. Саути «Бленгеймский бой»

Шадринские чтения. Материалы третьей межрегиональной научной конференции по проблемам филологии и культурологии. 23-24 апреля 2008 г. – Шадринск: ШГПИ, 2008.

http://shgpi.edu.ru/f02/fakultetskie-izdani/

В поэме «Бленгеймский бой» Саути обратился к историческому сражению, которое герой поэмы называет великим. Однако было очень непросто найти фактический материал по этому событию и разобраться в причинах, обстоятельствах и результатах данной битвы.

У баллады Саути рамочная композиция. Рассказ старика включён в повествование и обрамлён детскими вопросами. В произведении 11 строф.

вопросы которого составляют нерв произведения. Автор применяет ретардацию (замедление) в экспозиции, а также в завязке, оттягивая главный вопрос, который появляется только в 5 строфе. При этом автор представляет героев не всех сразу, а по одному, плавно перенося наш взгляд от Каспара на его внучку, а затем на внука Петеркина. И во второй строфе с его появлением происходит завязка действия.

Внук старого Каспара Петеркин, обнаружив непонятный круглый предмет, идёт к своему деду с вопросом. Так автор неспешно обращает наше внимание на находку Петеркина. Всё это ещё больше замедляет повествование, автор сознательно оттягивает момент детского вопроса и рассказ, который последует за ним. Здесь, чтобы ещё задержать читателя, задаётся первый вопрос, который мы можем назвать вспомогательным, потому что он задан не в прямой, а в косвенной речи, то есть не самим мальчиком, а автором за него. Можно сделать вывод, что этот вопрос не несёт значимой смысловой нагрузки, а лишь пробуждает в памяти старика пока ещё неясные картинки, заставляет его вспомнить давние события, свидетелем которых он был и упомянуть о «greatvictory». Хотя в сознании Каспара заложена мысль о величии этого исторического события, воспоминания о нём отнюдь не радуют старика.

And then the old man shook his head,

And with a natural sigh,

“’Tis some poor fellow’s skull“, said he.

«великой битвы», постоянно находя её следы (черепа) при обработке своей земли, он тем ни менее никогда не говорил внукам о ней, хотя если бы он действительно сам осознавал значимость и величие этой победы, то, без сомнения, его внуки с пелёнок знали бы о ней. В третьей и четвёртой строфе мы видим вступительный рассказ старого Каспара, который является своеобразным предисловием к основному. Здесь перед читателями предстают призраки прошлого, которые затем оживут в следующих строфах, а пока мы видим их сначала в одном черепе (somepoorfellow’sskull), потом в тысячах (manythousandmen). Эта градация приближает читателя и героев произведения к главному вопросу, заставляя их задуматься и задать его. Одно действие влечёт за собой другое. Так, нанизываем действий и картин друг на друга, автор замедляет повествование, чем и приводит нас к детскому вопросу.

Зачем Саути понадобился такой приём? Ретардация создаёт повествовательный стиль, характерный для поэзии баллады. Но, быть может, автор специально оттягивает основной вопрос баллады, задавая в завязке вспомогательный, который сеет сомнение в душе читателя о «greatvictory», о которой всё время твердит старик Каспар, предвосхищая все последующие рассуждения и выводы? Кроме того, эти сомнения вызывает не только вспомогательный вопрос, но и размеренное описание мирной жизни Каспара и его внуков. Таким образом, ретардация в начале баллады нужна автору для того, чтобы построить яркую антитезу со всеми последующими событиями, о которых вспоминает старик, противопоставить войну и мир. Такое построение произведения выделяет детский вопрос, придавая ему ещё большую смысловую и композиционную значимость, подчёркивая главную мысль, которую он выражает.

Итак, автор подводит нас к основному смысловому вопросу всего произведения, который задаётся детьми в пятой строфе - детскому вопросу:

Now tell us what ’twas all about

Young Peterkin, he cries;

With wonder-waiting eyes;

“Now tell us all about the war,

And what they fought each other for”.

Этот вопрос, как уже было сказано выше, является своеобразным разделителем двух повествований, событий настоящего и событий прошлого, противопоставленных друг другу по своей сути. Дети ждут от деда какого-то необыкновенного рассказа, волшебной сказки (эпитет «wonder-waitingeyes»), приготовились внимательно его слушать. И что же они услышали?

But what they fought each other for

I couldn’t well make out

Оннеможетответитьнапоставленныйвопрос («what they fought each other for»), алишьтвердитдавнозаученнуюфразу «famous victory». Автор использует повтор в конце каждой строфы, чтобы показать это.

Убеждение в значимости этой победы было настолько сильным, что Каспар даже оправдывает жестокости и ужасы войны.

After the field was won;

For many thousand bodies here

Lay rotting in the sun

But things like that, you know, must be

Последние две строчки повторяются и в следующей строфе. Использование параллельной конструкции позволяет автору подчеркнуть убеждённость старика.

«'Twasaverywickedthing!», то есть ребёнок чувствует зло и порочность войны, сопротивляется войне, для неё это неестественное состояние. Однако старый Каспар так и остается в плену предрассудков, даже не пытаясь переосмыслить то событие, которое потрясло его в юности.

Детский вопрос устойчиво сложился в народном сознании в изречении: «Истина глаголит устами младенца». Наивность и непосредственность детского восприятия, не испорченного предрассудками общества, позволяет постичь суть явления, взглянуть на него с иной стороны. Дети помогают взглянуть на историческое событие, в людском сознании уже приобрело статус «великой битвы», как на гнусное явление жестокости и кровопролития. Поэтому эпитеты great, famous приобретают в конце баллады иронический характер. Автор наталкивает нас на мысль о цене той победы в человеческих жизнях, смысле всей войны: для последующих поколений даже непонятно, во имя чего она велась.

Таким образом, используемые Р. Саути «детские» вопросы указывают читателям на основной конфликт произведения. Детские вопросы несут большую смысловую и композиционную нагрузку в произведении: служат завязкой повествования, оформляют рамкой композицию баллады, противопоставляют тему мира и войны в произведении. Дети наивны и свободны от предрассудков, поэтому вопрос, заданный ими выражает истинную суть вещей, которую и хочет раскрыть автор. Не ответив на вопрос детей, герой поэмы Роберта Саути подтверждает мысль автора о жестокости и бессмысленности воин.