Приглашаем посетить сайт

Дьяконова Н. Я.:Текерей - сказочник

Дьяконова Н. Я. (Санкт -Петербург)

Текерей - сказочник

Международная конференция Языковая семантика и образ мира
Секция: Зарубежная литература
Казанский государственный университет
Филологический факультет. Институт языка
7 - 10 октября 1997 г

http://www.ksu.ru/science/news/lingv_97/n224.htm

Сказки Теккерея, писавшиеся одновременно с романами "Ярмарка тщеславия", "Пенденнис", "История Генри Эдмонда" и "Ньюкомы", были вытеснены ими из памяти читателей XX века. Однако и сами сказки, и гротескные авторские иллюстрации к ним заслуживают внимания, ибо показывают, с какой иронией Теккерей относился к историческим событиям, всерьез описанным в его книгах, и к их мелодраматическому, ложно поэтизированному описанию модными современными романистами. В сказке "Роза и кольцо" Теккерей полемизирует также с изображением истории в произведениях Вальтера Скотта.

стран доказал ничтожность политической борьбы, проявление в ней лишь корыстных частных интересов. История Пафлагонии и Татарии представлена в карикатурном свете как нелепая смесь преступных и бессмысленных деяний, возможных благодаря циничной низости высоких лиц, тупости исполнителей и рабскому безмолвию народа. Исторические персонажи - короли, министры, полководцы - изображены Теккереем в карикатурном свете как правители, из сознания которых благо их королевств вытеснено чисто личными соображениями.

"Роза и кольцо" вступают в спор не только с романами Скотта, но и со сказками Диккенса. Все использованные им приемы волшебной сказки доведены Теккереем до абсурда, в свете которого раскрывается наивность диккенсовского оптимизма и его веры в конечную победу доброго сказочного начала над реальными ужасами действительности. Неопровержимым комментарием к провозглашенному в сказке ничтожеству великих мира сего послужили авторские иллюстрации, гротескные и беспощадные.

Занимательный, стремительно развивающийся сюжет, определяемый вздорными случайностями и составленный из трафаретов сказочной романтики, обобщает печальные размышления автора о большой политике и политиках, о мотивах исторических деятелей и подлинных основах общественной эволюции. Комическая пародийная форма подчеркивает пессимизм Теккерея, неверие в прогресс, стимулируемый добрыми чувствами, сомнения в будущем человечества, нравственный и религиозный агностицизм.