Приглашаем посетить сайт

Дубашинский И. А.: "Озерная школа". Краткая литературная энциклопедия.

"Озерная школа".

Краткая литературная энциклопедия.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-0171.htm

«ОЗЁРНАЯ ШКО́ЛА» поэтов (The Lake School of poets) — идейное и творческое содружество англ. поэтов-романтиков: У. Вордсворта, С. Колриджа и Р. Саути. «О. ш.» сформировалась в конце 18 — нач. 19 вв. Романтическому протесту против бурж. действительности, прозвучавшему в произв. поэтов «О. ш.», соответствовал избранный ими образ жизни: вдали от шумных городов, в краю озер на С. -З. Англии [озеро по англ. — lake (лейк), поэтому их называли «лейкисты» — букв. «озерники»]. До образования содружества каждый из трех поэтов выразил свое признание Франц. бурж. революции. Но возникновение «О. ш.» было вызвано не радикализмом их идей, а переломом в их политич. взглядах, страхом перед якобинством. Колридж и Саути создали проект свободной общины «Пантисократии», к-рую они намеревались образовать в девственных лесах Америки, изолировав ее от революц. бурь и оберегая от воздействия бурж. среды.

Осуждение революц. идеологии и практики сказалось прежде всего в творчестве Колриджа и Саути, в их совм. написанной пьесе «Падение Робеспьера» (1794). Эстетич. манифестом «О. ш.» стало предисл. Вордсворта и Колриджа ко 2-му изд. сб. «Лирические баллады» (1800). «О. ш.» отвергла просветит. идею разумного познания и переустройства мира, противопоставив ей пассивность, смирение, а затем и христ. веру, проникновение в иррациональную природу человека. В произв. Колриджа и несравненно менее одаренного Саути идеализируется рыцарское средневековье. Для Вордсворта самое дорогое — находящийся в ладу с богом и природой патриарх. сел. уклад и примитивный тип человека, не испорченного бурж. отношениями. Мистика и фантастика, пронизывающие поэмы Колриджа и Саути, вызвали насмешки современников, особенно Дж. Г. Байрона (сатира «Английские барды и шотландские обозреватели») — до того как он сам увлекся романтикой. Переход поэтов «О. ш.» к прямолинейной защите бурж. устоев в нач. 19 в. превратил ее в рупор консервативного романтизма. Саути, затем Вордсворт удостоились звания придворных поэтов-лауреатов.

При всей общности политич. и эстетич. устремлений поэты «О. ш.» очень отличались друг от друга. Вордсворт правдиво отразил трагедию нищеты и бесправия нар. масс, передал нестирающиеся, яркие краски нар. речи и окружающей крестьянина природы. Колридж и Саути, в противовес реалистич. тенденции Вордсворта, утверждали право на максимально усложненную словесную конструкцию, на пышные украшения в поэтич. повествовании. Однако в нек-рых произв. Колриджа психологич. мастерство и живописное богатство вступают в противоречие с громоздкостью и противоестественностью фантастики; в «Поэме о старом моряке» и поэме «Кристабель» подлинно худож. начало одерживает верх над реакционно-романтич. мистикой и иллюзиями.

Последователями Вордсворта были его младшие современники Ч. Лэм и Дж. Вильсон, питавшие особый интерес к иррациональному началу в человеке. Т. Де Куинси находился под воздействием Колриджа; свои наркотич. видения он пытался воплотить в поэзии, провозглашая примат фантазии над действительностью. Находясь под огнем критики революц. романтиков, «О. ш.» уже к концу 20-х гг. 19 в. стала пройденным этапом в лит. развитии Англии, однако лучшие ее произв. сохранили силу худож. воздействия.

—2, L., 1817; то же, L., 1956; Lyrical ballads, by W. Wordsworth and S. T. Coleridge, L., 1898.

трети XIX в., Л., 1959; The English romantic poets and essayists. Ed. by C. W. Houtchens and L. H. Houtchens, N. Y., 1950; Elwin M., The first romantics, L., 1947.

И. А. Дубашинский.