Приглашаем посетить сайт

Чебракова М. А.:Семантический анализ темы смерти в сказках английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900)

М. А. Чебракова

Семантический анализ темы смерти в сказках английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900)

Мелос и Логос: Диалог в истории. Материалы Третьей Международной конференции «Метафизика искусства», 19 – 20 ноября 2004 года

http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/dpf_2004/tchebrakova.htm

Введение.

Как известно [1–5] , Оскар Уайльд является автором двух сборников сказок: «Счастливый принц и другие сказки» («Тhе Нарру Рrinсе аnd Other Tales», 1888) и «Гранатовый домик» («А Ноusе оf Роmegranates», 1891). Первый сборник содержит 5 сказок:

1. «Счастливый принц» («Тhе Нарру Рrinсе»),

2. « Соловей и роза » («Тhе Nightingale and the Rose»),

3. « Великан - эгоист » (« Т he Selfish Giant»),

4. «Преданный друг» («Тhе Devoted Friend»),

5. «Замечательная ракета» («Тhе Remarkable Rоскеt»);

второй — 4 сказки:

6. «Молодой король» («Тhе Уоung King»),

7. «День рождения Инфанты» («Тhе Birthday of Infanta»),

8. « Рыбак и его душа » («Тhе Fisherman and his Soul»),

9. « Мальчик - звезда » («The Star-Child»).

В конце Раздела 4 данной работы приведена Таблица, содержащая перечень главных героев сказок Оскара Уайльда и их основных поступков. Из анализа информации, представленной в этой Таблице, можно заключить, что в сказках Оскара Уайльда по крайней мере один из главных героев умирает. Единственным исключением является сказка 8 ( «Молодой Король»). Но в этой сказке смерть присутствует в волшебных снах Молодого Короля, которые он видит накануне дня своей коронации. Таким образом, тема смерти — общая тема всех 9-и сказок Оскара Уайльда.

Основная цель данной работы — проведение семантического анализа темы смерти в сказках Оскара Уайльда (Разделы 2 – 4) и выявление корреляции бинарной характеристики сказок Оскара Уайльда оптимистический / пессимистический с основными поступками героев и их смертью (Раздел 5) .

2. Сказка «Счастливый принц»

слезы и ни разу не догадался спросить, что же происходит за стеной Сада) . П осле своей смерти Принц возродился в облике статуи, который удивительно точно отражает указанные особенности его человеческой жизни :

– ограниченность жизненного пространства Принца-человека отражена в прикованности Принца-статуи к пьедесталу ;

– ограниченность представлений Принца-человека о жизни отражена в том, что под красивой оболочкой статуи находится свинец ;

– ограниченность ( мнимость ) жизни человеческого сердца Принца отражена в том, что в новом облике Принц имеет св инцовое сердце.

« меня поставили здесь, наверху, так высоко » {здесь и далее фрагменты текста сказок Оскара Уайльда приводятся из [5]} ) Принц видит «все скорби и всю нищету» его столицы и это доставляет ему огромные страдания (« хотя сердце теперь у меня св инцовое , я не могу удержаться от слез ») .

Раздаривая с помощью Ласточки свои сокровища, Принц-статуя сделал счастливыми многих нуждающихся жителей своей столицы (« Листок за листком раздавала она á Ласточка ñ его á Принца ñ золото бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться и затевали на улицах игры. “ А у нас есть хлеб! ” — кричали они» ).

В конце сказки Ласточка « поцеловала Счастливого Принца в уста и упала мертвая к его ногам. И в ту же минуту странный треск раздался у статуи внутри, словно что-то разорвалось. Это раскололось свинцовое сердце » . После цитированных слов в тексте сказки следует предложение « Воистину был жестокий мороз », которое скрывает {“ намеренно камуфлирует ” [3 , С. 73–74) } истинную причину смерти Принца-статуи :

В обсуждаемой сказке Счастливый Принц плакал, видя бедствия нуждающихся жителей города , но совершенно не замечал бедствий своей посланницы Ласточки. П оэтому смерть Ласточки оказалась для него полной неожиданностью и открыла ему и глубину всех тех страданий, которые перенесла Ласточка, согласившись стать его посланницей, и то, что именно он, Принц, явился причиной как всех этих страданий, так и смерти Ласточки. Таким образом, св инцов ое сердце раскололось от сильных переживаний Принца-статуи, связанных с тем, что он явился причиной страданий и смерти Ласточки [4, С. 82–95].

Заканчивается сказка словами « И повелел Господь ангелу своему: “ Принеси Мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе ” . И принес Ему ангел свинцовое сердце и мертвую птицу. “ Ты правильно выбрал, — сказал Господь. — Ибо эта маленькая пташка будет петь во веки веков в Моих райских садах, а Счастливый Принц будет воздавать Мне хвалу в Моем золотом городе ” ».

1. Почему ангел и Бог в качестве самого ценного в городе, выбрали ( a ) мертвую Ласточку и ( b ) сердце статуи ?

2. За что в золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу ?

Найденные нами разгадки выглядят следующим образом:

1. Ангел и Бог потому в качестве самого ценного в городе выбрали

( b ) свинцовое сердце Принца - статуи, что на желание Принца сделать людей счастливыми не повлияло и то, что расставшись с сапфирами, он стал слепым, и то, что , раздарив все свои сокровища, он стал выглядеть «хуже любого нищего». Однако самым с ущественным оказалось то, что благодаря сильным переживаниям, вызванных смертью Ласточки, Принц понял, наконец, в чем смысл реальной жизни человеческого сердца — уменьшать общий уровень страданий живых существ на Земле.

2. В золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу за то, что, возродив его в облике статуи, Бог помог понять Принцу в чем смысл реальной жизни человеческого сердца.

3. Оптимистические сказки Оскара Уайльда

Как указано в Разделе 2, сказка Оскара Уайльда «Счастливый принц» имеет оптимистический финал, благодаря которому и вся сказка воспринимается как оптимистическая. По аналогии назовем и другие сказки Оскара Уайльда оптимистическими , если в них общую положительную оценку действиям героя (героев) дает Бог (в явной или неявной форме) . Легко определить [4, С. 45–50], что кроме «Счастливого принца» оптимистическими являются также сказки 3, 5, 6, 8 и 9 (нумерация сказок приведена в Разделе 1).

«Великан-эгоист» . В начале обсуждаемой сказки Великан-эгоист запретил детям гулять в его прекрасном Саду. С уходом детей в Саду Великана поселилась Зима (проявление отрицательного отношения Бога к действиям героя), которая ушла из Сада как только Великан изменил свое отношение к детям (проявление положительного отношения Бога ). В конце сказки Великан встретился с маленьким мальчиком: « “ Однажды ты á Великан ñ позволил мне á мальчику ñ поиграть в твоем саду, а сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем ” . …И на другой день á дело происходило зимой ñ , когда дети прибежали в сад, они нашли Великана мертвым: он лежал под деревом, которое было все осыпано белым цветом» (проявление положительного отношения Бога ).

Таким образом, в обсуждаемой сказке отнятие (смерть) и возвращение (воскрешение) Сада являются наказанием и поощрением Великана соответственно за его правильные и неправильные поступки , а высочайшую награду ( « сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем» ) Великан получил за то, что кроме своего Сада он полюбил и детей («У меня много прекрасных цветов, но нет на свете цветов прекраснее, чем дети» ).

«Рыбак и его душа» . В начале обсуждаемой сказки молодой Рыбак поставлен в ситуацию выбора: любовь Девы морской или сохранение единства с собственной Душой. Рыбак выбрал первое. Однако, через три года, прибегнув к обману, Душа возвратилась к Рыбаку, но не смогла найти входа в его сердце, «ибо было окутано оно любовью к Деве морской» . После того, как Рыбак согласился помочь Душе войти в свое сердце, умирает Дева морская. Затем умирает Рыбак ( « Всегда любовь к тебе á Деве морской ñ пребывала во мне, и была она так несокрушимо могуча, что все было над нею бессильно, хотя я видел и злое и доброе. И ныне, когда ты мертва, я тоже умру с тобою»), а Душа соединяется с сердцем Рыбака ( « Когда Рыбак увидел, что близок конец, он поцеловал безумными губами холодные губы морской Девы, и сердце у него разорвалось… и Душа нашла туда вход, и вошла в него, и стала с ним, как и прежде, едина»).

В финале сказки Священник, обнаружив на берегу тела Рыбака и Девы морской, сказал людям: « Я не пошлю благословения морю и тому, что находится в нем… Возьмите тело его и тело его возлюбленной и схороните их на Погосте Отверженных… Ибо прокляты они были в жизни, прокляты будут и в смерти». Но прошло три года , « и в день праздничный Священник пришел во храм, чтобы… сказать… проповедь о гневе господнем. И когда он… вошел в алтарь, и пал ниц, он увидел, что престол весь усыпан цветами, дотоле никем не виданными». И под воздействием цветов вместо проповеди «о гневе господнем» Священник говорил «о боге, чье имя — Любовь. …И когда он кончил свое слово, все бывшие во храме зарыдали, и пошел Священник в ризницу, и глаза его были полны слез». И спросил Священник у своих помощников: « “ Что это за цветы на престоле и откуда они? ” И те ответили ему: “ Что это за цветы, мы не можем сказать, но они с Погоста Отверженных… ” . И задрожал Священник, и вернулся в свой дом молиться. И утром, на самой заре… благословил он море и дикую тварь, которая водится в нем… Всем созданиям божьего мира дал он свое благословение; и народ дивился и радовался».

Таким образом, в указанном оптимистическом финале сказки Священник узнал и выполнил волю Бога, хотя она и противоречила его первоначальной реакции на историю любви Рыбака и Девы морской.

«Молодой король» . В обсуждаемой сказке смерть присутствует во втором и третьем волшебных снах Молодого Короля, которые он видит накануне дня своей коронации:

– во втором сне умирает араб от стрелы капитана галеры, которую по приказу Молодого Короля снарядили за поисками жемчужины для его скипетра, и ныряльщик, который доставал жемчужины со дна моря ( « Но лицо ныряльщика было до странности бледным, и, когда он упал на палубу, кровь хлынула из его ушей и ноздрей. Он вздрогнул и замер. Негры пожали плечами и бросили тело за борт».) ;

– в третьем сне на людей, добывающих рубины для королевской короны, взирали из темной пещеры Смерть (Death) и Скупость (Avarice). Смерть три раза просила Скупость дать одно из трех зернышек, которые та держала в руке, но Скупость все три раза отказывала Смерти. После первого отказа Скупости — « Смерть засмеялась, и взяла чашу, и окунула ее в лужу, и из чаши восстала Лихорадка. Лихорадка обошла все великое множество людей, и каждый третий упал замертво». После второго — « Смерть засмеялась, и подняла черный камень, и бросила его в лес, и из зарослей дикого болиголова в огненном одеянии явилась Горячка. Она обошла все великое множество людей и касалась их рукой, и кого коснулась она — тот умирал». После третьего — « Засмеялась Смерть, и, вложив пальцы в рот, свистнула, и на свист прилетела по воздуху женщина. “ Чума ” было написано на ее челе, и стая тощих стервятников кружилась вокруг нее. Они распростерли свои крыла над долиной, и все люди упали замертво».

Таким образом, из второго и третьего снов Молодой Король узнал, что в «сердце рубина» и в «сердце жемчуга», предназначенных для украшения его скипетра и короны, — «Кровь» и «Смерть» людей. Поэтому на следующий день он решил отказаться от подготовленного для него царского одеяния и на церемонию коронации отправился в одеянии пастуха ( « Однако я не хочу ни этого одеяния, ни этой короны, но каким вошел во дворец, таким и выйду из него»). В финале сказки « Склонив голову, он á Молодой Король ñ молился, и священнослужители неслышно отошли от алтаря в своих неуклюжих ризах. И вдруг в дверях послышался страшный шум, и в храм вошли придворные с обнаженными мечами… “ Где этот сновидец ? — кричали они. — Где этот Король, ряженный нищим, этот мальчишка, покрывший позором наше королевство ? Воистину мы убьем его, ибо он недостоин править нами ” . И молодой Король вновь опустил голову, и молился, и, окончив молитву, встал, и, обернувшись, печально смотрел на них. И вот через оконные витражи на него хлынул солнечный свет и лучи солнца соткали вокруг него облачение прекраснее того, что сделали ради его роскоши. Мертвый посох расцвел, и на нем распустились лилии, которые были белее жемчуга. Сухой шип расцвел, и на нем распустились розы, которые были краснее рубинов… Он стоял в королевском облачении, и врата изукрашенного драгоценными камнями алтаря отверзлись, и из хрустальных граней дароносицы полился таинственный, дивный свет… И народ в благоговейном страхе преклонил колени, и придворные вложили мечи в ножны и присягнули ему на верность, и лицо епископа побледнело, а руки его задрожали. “ Тот, кто выше меня, венчал тебя! ” — воскликнул он и встал перед ним на колени». Г. Сказка «Замечательная ракета». Обсуждаемая сказка имеет сложную структуру, так как составлена из двух разных историй: начальной является оптимистическая история о свадьбе Принца и Принцессы («Принц и Принцесса сидели во главе стола в Большом зале и пили из прозрачной хрустальной чаши. Только истинные влюбленные могли пить из этой чаши, ибо стоило лживым устам прикоснуться к ней, как хрусталь становился тусклым, мутным и серым. “ Совершенно ясно, что они любят друг друга, — сказал маленький Паж. — Это так же ясно, как ясен хрусталь этой чаши! ” »), в конце текста сказки содержится история о Замечательной ракете, в середине текста сказки обе указанные истории сопряжены друг с другом. Так как в названии сказки отражена только вторая история, можно заключить, что в сказке основной является история о Замечательной ракете. На наш взгляд [4, С. 123–126], первая история понадобилась Оскару Уайльду для того, чтобы (а) ввести в сказку привычных сказочных героев (Принца, Принцессу, Короля и Пажа) и (б) подчеркнуть пессимистичность второй истории: « Все участники фейерверка имели большой успех, за исключением замечательной Ракеты. Она настолько отсырела от слез, что ее так и не удалось запустить».

Действительно , если из сказки «Замечательная ракета» удалить ту часть первой истории, которая не сопряжена с (основной) второй историей {например, начать сказку с предложения “ В некотором государстве празд новалась свадьба Принца и Принцессы ” , а остальной текст сказки, который начинается с предложения « Программа празднеств должна была закончиться грандиозным фейерверком » оставить без изменения }, то усеченный вариант сказки будет представлять из себя самостоятельную законченную историю. Однако в этой новой истории жизнеописание Ракеты приобретет оптимистическое звучание : несмотря на ряд неудач Ракете все-таки удалось выполнить свое предназначение « взлететь в небо » (умереть в сиянии). В исходном же тексте сказки жизненное предназначение Огней фейерверка и Ракеты не просто « взлететь в небо », а сделать богоугодное дело — порадовать своим сиянием Принца и Принцессу (умереть в сиянии во имя высокой цели) .

«Мальчик-звезда» . Укажем некоторые события из обсуждаемой сказки, свидетельствующие о богоизбранности Мальчика-звезды :

а ) Когда Мальчика-звезда был младенцем, «звезда упала с неба» и указала Лесорубам место на снегу, где находился Плащ, в который он был завернут;

б) Хотя Лесоруб рассказал своей жене о небесном знамении, она согласилась взять Мальчика-звезду в дом на воспитание только после появления волшебного «Злого ветра»;

в) Когда Мальчик-звезда узнал, что он потерял красоту, «он бросился ничком на траву и заплакал и сказал: “ Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду ее. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя ” » . Таким образом, Мальчик-Звезда оказался способным быстро найти объяснение происшедшего с ним (« это мне наказание за мой грех ») и понять, что ему делать дальше (« я должен отправиться на поиски… ») ;

г) Когда Мальчик-звезда отдал Прокаженному монету из красного золота, «сердце его сжалось от тоски, ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает», но вместо этого к Мальчику-звезде возвращается его красота;

«А священнослужители и вельможи преклонили перед ним á Мальчиком-звездой ñ колена и сказали: “Было давнее пророчество , что в день этот придет к нам тот, кому суждено править нами…”»;

е) « И нищенка положила руку на его голову и сказала: “ Встань! ” И прокаженный положил руку на его голову и тоже сказал: “ Встань! ” И он встал с колен и посмотрел на них. И что же! Перед ним были Король и Королева »;

ж) Когда Мальчик-звезда стал властелином города «он был справедлив и милосерд ко всем. …И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и милосердию. И он кормил голодных и сирых и одевал нагих, и в стране его всегда царили мир и благоденствие».

Обсуждаемая сказка заканчивается словами «Но правил он á Мальчик-звезда ñ недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном», которые идут сразу же п осле фрагмента текста сказки, приведенного нами в пункте (ж).

По мнению М. Соколянского [3, С. 77], “ эта концовка с конкретным указанием на длительность правления нового короля, дисгармонирующим с основной жанровой установкой, воспринимается как своего рода эпилог; эпилог этот тоже не из сказочного ряда. Что же касается последней фразы о преемнике-тиране, то сюжетно не мотивированная, она хоть и наталкивает на серьезные рассуждения о диалектическом ходе истории, явно нарушает сказочно-фабульную логику. По-видимому, небезосновательными были упреки ряда критиков и исследователей в «сделанности» некоторых сказок писателя”.

“Человек способен стать хорошим правителем только в том случае, если он способен выдержать испытания, превышающие его силы”.

4. Пессимистические сказки Оскара Уайльда

В Разделах 2 и 3 мы анализировали оптимистические сказки Оскара Уайльда. В данном Разделе проведем семантический анализ темы смерти в трех его пессимистических сказках, то есть таких сказках, в которых Бог не дает (в явной или неявной форме) общую положительную оценку действиям героя (героев) {см. начало Раздела 3} .

«Соловей и роза» . В начале обсуждаемой сказки Студенту требуется красная Роза, чтобы получить согласие девушки на «танец до рассвета», и он плачет, что у него нет этой розы. Слезы Студента Соловей принимает за признак настоящей любви и ценой собственной жизни добывает розу для Cтудента (« Смерть — дорогая цена за красную розу… Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки — ничто в сравнении с человеческим сердцем» ). В финале сказки девушка не приняла розы от Студента и он «бросил розу на землю. Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги. …Какая глупость эта Любовь, — размышлял Студент, возвращаясь домой. — В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике» .

В [2, С. 36] утверждается, что Соловей “с самого начала á сказки ñ духовно высок, что подтверждается испытанием, которое возносит его на недосягаемую высоту”.

–112], (а) в се действия Соловья, направленные на то, чтобы раздобыть для Студента красную розу, противоречат содержанию его собственных песен {из песен Соловья следует, что любовь это длительный процесс и посторонним нельзя вмешиваться в «таинства» этого процесса}, (б) любовь Студента и девушки не состоялась из-за вмешательства Соловья и (в) именно по этим причинам смерть Соловья не вызвала положительного отношения Бога к нему.

Б. Сказка «Преданный друг». В начале обсуждаемой сказки Мельник хочет каждый день получать от Ганса как можно большую выгоду; Ганс — работать в своем саду и на деньги, вырученные от продажи цветов, выкупить заложенные им зимой вещи. Таким образом ( ibid ) ,

– Гансу необходимо научиться отказывать Мельнику в его просьбах (так как только в этом случае он сможет выжить);

– Мельнику необходимо научиться видеть в Гансе равного себе человека (так как только в этом случае он сможет преодолеть свою страсть к обиранию и эксплуатации добродушного Ганса).

В сказке продемонстрировано, что Мельник и Ганс сами не в состоянии перестроить свои привычные отношения , а наиболее показательным является с лучай, когда Мельнику срочно требуется доктор: «Милый Ганс! У меня большая беда. Мой сынишка упал с лестницы и расшибся, и я иду за Доктором. Но Доктор живет так далеко, а ночь такая непогожая, что мне подумалось: не лучше ли тебе сходить за Доктором вместо меня. Я ведь собираюсь подарить тебе тачку, и ты, по справедливости, должен отплатить мне услугой за услугу». Гансу требуется фонарь: «Ну конечно! Это такая честь, что вы пришли прямо ко мне! Я сейчас же побегу за Доктором. Только одолжите мне фонарь. На дворе очень темно, и я боюсь свалиться в канаву». Ситуация парадоксальна : Мельник не дает фонаря Гансу ( «Я бы с удовольствием á дал ñ , но фонарь у меня новый, и вдруг с ним что-нибудь случится?»), Ганс соглашается идти за доктором без фонаря («Ну ничего, обойдусь и без фонаря!»). При этом оба понимают, что без фонаря невозможно справиться с «большой бедой». В итоге, несмотря на страшную бурю и темень Ганс дошел до Доктора и тот на лошади отправился к Мельнику. Однако, возвращаясь домой без фонаря, Ганс утонул.

« Я ведь уже, можно считать, подарил ему свою тачку и теперь ума не приложу, что мне с ней делать: дома она только место занимает, а продать — так ничего не дадут, до того она изломана. Впредь буду осмотрительнее. Теперь у меня никто ничего не получит. Щедрость всегда человеку во вред » }.

Таким образом, проявленное Гансом мужество потому не вызвало положительного отношения Бога к нему , что после указанного подвига Ганса, Мельник, ради которого этот подвиг совершался, стал не лучше, а хуже.

Добавим, что, на наш взгляд, мо раль обсуждаемой сказки, о которой Коноплянка упоминает в разговорах с Водяной Крысой и мамой-Уткой ( см. текст сказки «Преданный друг» в [5]) , заключается в следующем : “Если из двух людей один не умеет отказать другому, то первый может превратить второго в монстра”.

В. Сказка «День рождения инфанты». В обсуждаемой сказке, для того чтобы найти Инфанту, маленький Карлик должен пройти через четыре больших дворцовых зала. Пройдя первый зал, Карлик преодолел в себе страх большого пространства и дворцовой роскоши; пройдя второй — страх, который он испытывал от рассказов угольщиков «о компрачос, которые охотятся только по ночам, а встретив человека, превращают его в оленя и устраивают за ним погоню»; пройдя третий — он выдержал искушение богатством. В четвертом зале произошло следующее:

Карлик увидел там «чудовище» (« the monster» ) и, когда он понял, что чудовище — это он сам, отраженный в зеркале, «он издал дикий вопль отчаяния и в слезах рухнул наземь: …он и есть чудовище, и это над ним потешались дети, и маленькая Принцесса, которая, как он верил, полюбила его, тоже просто насмехалась над его безобразием… Как раненое животное, Карлик со стоном отполз в тень».

Номер сказки Главные герои сказки
{(–) — герой умирает,
(+) — герой остается
Основные поступки главных героев сказки
{(+) — положительный поступок,
(–) — отрицательный поступок}
1

–)

–)

(+) Раздарил все свои сокровища нуждающимся жителям города и понял в чем смысл реальной жизни человеческого сердца.

(+) Бескорыстно служила ослепшему Принцу;

2

Соловей (–)

Студент (+)

–) Вопреки содержанию собственных песен вмешался в « таинства » любви.
(–) Заявил, что Логика выше Любви.

3

Великан (–)
Сад Великана(+)
Дети (+)


(+) Заснул, когда Дети ушли из него, и пробудился с их приходом.
(+) Вернули Сад Великана к жизни.

4

МаленькийГанс(–)и
Мельник (+)

–) Не сумели перестроить свои привычные отношения даже перед лицом « большой беды » .
5

ПринциПринцесса(+)

Огни Фейерверка (–)

Ракета (–)

(+) По-настоящему полюбили друг друга.

(–) Оказалась негодной для участия в фейерверке.

6 Молодой Король (+) (+) На церемонию коронации отправился в одеянии пастуха.
7

Инфанта (+)


–)

(+) Проявила природный ум, такт, живость характера, человеческое достоинство, детскую непосредственность и одновременно умение сдерживать эмоции, когда это необходимо [4, С. 119].
(–) Не выдержал встречу со своим зеркальным отражением.

8 Рыбак и Дева морская(–)

Душа Рыбака (+)

–) и (+) « несокрушимо могуче » полюбили друг друга.

Прибегнув к обману (–), (+) вернулась в тело Рыбака и затем смогла найти путь в его сердце.

9 Мальчик-звезда (–) (+) Стал « справедлив и милосерд ко всем ».

Далее идет заключительная сцена сказки, в которой Карлик умирает. Таким образом, причиной смерти Карлика явилось то, что он не выдержал четвертое испытание — встречу со своим зеркальным отражением.

оптимистический / пессимистический с основными поступками героев и их смертью

В Таблице (см. конец Раздела 4) приведен перечень основных героев сказок Оскара Уайльда (нумерацию сказок см. в Разделе 1) и таких их основных поступков (см. Разделы 2 – 4), по которым Бог Уайльда судит (или мог бы судить) героев {дает героям (в явной или неявной форме) общую (положительную или отрицательную) оценку}. Анализируя представленную в Таблице информацию, найдем, что характерными для оптимистических и пессимистических сказок Оскара Уайльда являются следующие сочетания знаков из второго и третьего ее столбцов:

“(–) / (+)” или только сочетаний вида “(+) / (+)” (второе условие выполняется только для сказки «Молодой король» );

“(–) / (–)” {отметим, что по этому критерию, вторая история сказки Оскара Уайльда «Замечательная ракета» (см. пункт Г в Разделе 3) является пессимистической }.

Таким образом, для сказок Оскара Уайльда характерно наличие корреляции бинарной характеристики оптимистический / пессимистический с основными поступками героев и их смертью.

Использованная литература

1. Ланглад Ж. (1999) Оскар Уайльд или правда масок / Пер. с фр. М.: АО “Молодая гвардия”.

«Счастливый принц» и другие сказки об Оскаре Уайльде. Киров.

3. Соколянский М. Г. (1990) Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса: Лыбидь.

4. Чебракова М. А. (2004) Исследование общих характеристик, структур и загадок текстов сказок Оскара Уайльда. СПб: Изд-во БАН.

5. Уайльд О. (1990) Избранное / Пер. с англ. М.: Просвещение.