Приглашаем посетить сайт

Боголепова Т. Г.: Дом как жизненная ценность в романе Чарльза Диккенса "Холодный дом".

Т. Г. Боголепова

ДОМ КАК ЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В РОМАНЕ

ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ХОЛОДНЫЙ ДОМ»

Коллектив авторов
Запад и Восток: экзистенциальные проблемы в зарубежной литературе и искусстве. Тезисы международной научной конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008.

http://ifl.wl.dvgu.ru/nauka/nauchnye-konferencii

Роман «Холодный дом» (1852), по свидетельству многих исследователей, «лучшее литературное произведение XIX в.» (Тиллотсон), «едва ли не высочайший художественный подвиг Диккенса» (Сильман). Уникальный по сюжетно-композиционной структуре и повествовательной технике этот роман, как известно, обращен к целому комплексу проблем социального, этического и философского характера. Возможно потому он и самый «густонаселенный»: на его страницах появляется не менее 50 персонажей, обитающих в различных жилищах, число которых превышает 20, что необычно много даже для Диккенса. Так в романе «Дэвид Копперфилд» (1850), предшествовавшем «Холодному дому», – 10 жилых помещений, включая гостиницы, в «Тяжелых временах» (1854), последовавших за ним – всего пять, включая школу и цирк.

Как и многие другие писатели-реалисты XIX в., Диккенс внимателен к материальным деталям, к обстановке, окружающей изображаемых им людей, к воспроизведению интерьеров их домов и квартир. Вместе с тем, в творчестве Диккенса тема и образ Дома всегда приобретали глубокий символический смысл. Роман «Холодный дом» является своего рода энциклопедией диккенсовского «домоведения», развивая многие уже известные по его творчеству уровни смысла этого образа и открывая новые его грани.

В данном исследовании сделана попытка представить эту многослойность в изображении дома-жилища и домашнего очага в романе, сосредоточившись на аксиологическом аспекте этого изображения.

и Джарндиса, большой дом промышленника Раунсуэлла, особняк богатого юриста Талкингхорна, лавки и квартиры рантье (Тарвидроп), ростовщика (Смоллуид), мелких торговцев, чиновников, лачуги кирпичников и т. п. В романе широко представлена вся Англия: столичная, городская, индустриальная и провинциальная, сельская. С домами в романе связана и тема движения времени, истории и будущего страны.

Однако социально-историческая характеристика намечает лишь внешние очертания «жилищного массива» романа.

Гораздо значительнее этико-философское содержание концепта Дома в романе, аккумулирующего диккенсовское понимание этого явления в целом. Дома в романе – материальное выражение человеческой жизни в ее экзистенциальном смысле, состоявшейся или несостоявшейся, должной или недолжной. Описание, характеристика разных домов заключают в себе основы микрокосма, опоры художественного мира Диккенса. В этом микрокосме Дом мыслится как ключевая жизненная ценность, не зависящая от материальной стоимости жилища.