Приглашаем посетить сайт

Банк Л. Р.: Особенности реализма Мэри Элизабет Брэддон (К вопросу о полемике с сенсационным реализмом)

Л. Р. Банк

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА МЭРИ ЭЛИЗАБЕТ БРЭДДОН
(К ВОПРОСУ О ПОЛЕМИКЕ С СЕНСАЦИОННЫМ РЕАЛИЗМОМ)

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/massart.htm

Литературное наследие английской романистки Мэри Элизабет Брэддон (1835-1915) весьма обширно. Из восьмидесяти романов, однако, большая часть была ею написана для того, чтобы заработать деньги. Одним из результатов этого стало доминирование мотивов сенсационного романа, пользовавшегося большой популярностью у читающей публики того времени, что послужило поводом для многочисленных нападок на Брэддон со стороны литературных критиков ее времени, а также современных английских литературоведов, обвинявших ее в недостатке художественного мастерства.

Мы полагаем, что трактовка творчества Брэддон как сенсационной романистки справедлива лишь в отношении некоторых ее романов (Победа Элинор(1862), Генри Дунбар (1864), Секрет леди Одли (1862) и др.), созданных с прицелом на коммерческий успех. Однако другие произведения Брэддон позволяют увидеть основные художественные принципы романистки.

Роман Жена доктора(1864), например, является своеобразным литературным манифестом писательницы. Одним из основополагающих принципов творчества Брэддон является принцип правдивости изображения, понимаемый, однако, в свете субъективного восприятия автора, ибо, по ее собственным словам, она писала лишь о том, что сама полагала правдивым.

Идейный замысел романа, представляющего собой своеобразную полемику писателя-автора с вымышленным писателем-героем, типичным представителем так называемого сенсационного реализма, обусловливает сюжетно-композиционную структуру произведения, его конфликт, принципы организации образного уровня в целом.

близка сюжету романа Мадам Бовари. Однако в романе Жена доктора отсутствуют типичные для сюжетостроения сенсационного романа элементы: заключение героя в тюрьму, побег влюбленных, самоубийство и т. п. Повествование, лишенное резких поворотов сюжета, в наибольшей степени отвечает идейному замыслу произведения, заключающемуся в полемике с авторами сенсационных романов и вульгарного романтизирования.

Конфликт романа, основанный на столкновении в сознании героини мира реального и мира выдуманного, книжного, приобретает более широкий смысл противопоставления истинного - ложному, реального - выдуманному, имеющего право на существование в литературе и не имеющего такового.

Повествовательной манере романистки свойственна ирония, являющаяся одним из способов выражения критической позиции автора, средством полемики с ложными, по мнению Брэддон, эстетическими принципами.